Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

"По страницам произведений Чехова": интернет-обзор к 160-летию со дня рождения писателя

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

МГИНСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ БИБЛИОТЕКА

 

По страницам произведений Чехова

Интернет-обзор к 160-летию со дня рождения писателя

Антон Павлович Чехов – выдающийся российский писатель, покоривший сердца миллионов читателей не только России, но и всего мира. «Чехов – это Пушкин в прозе» - так говорил о писателе Лев Николаевич Толстой.

А.П. Чехов сумел устроить настоящий переворот в мировой литературе. Творчество писателя изучают в школе, экранизируют и ставят на театральных подмостках. И пока память об известном литературном гении продолжает жить, его творческий путь нельзя считать оконченным.

Предлагаем вашему вниманию несколько интересных фактов о писателе.

  • С малых лет будущий писатель работал в лавке отца вместе со своими братьями.
  • Выдающийся российский писатель всю свою жизнь прослужил простым земским врачом.
  • Антону Павловичу очень нравилось коллекционировать смешные имена и фамилии людей. Как только он слышал комические инициалы человека – сразу же их записывал в блокнот. А потом эти записи помогали ему в творчестве.
  • Еще в юности Антон Чехов увлекся сбором марок. Он регулярно покупал их в почтовых отделениях, и даже, будучи уже известным автором, продолжал увлекаться филателией.
  • В тринадцатилетнем возрасте Чехов полюбил театр и театральные постановки. С тех пор он старался регулярно посещать театральные представления.
  • Первой творческой работой писателя стала драма «Безотцовщина». Написанная в возрасте 18 лет во время учебы в математической гимназии.
  • Обучаясь в гимназии, Антон Чехов подрабатывал в одном юмористическом журнале, где придумывал названия и подписи к изображениям, а также писал небольшие юмористические сценки и рассказы. Писатель обладал природным остроумием, парадоксальным мышлением и лаконичностью. Эти качества до сих пор остаются непревзойденными в литературной среде.
  • А вот известным Антон Чехов стал после окончания работы над сборником «Пестрые рассказы». Сборник был опубликован в 1886 году.
  • Вырученные за публикации своих произведений деньги Чехов тратил на благотворительность и путешествия по миру. Самым длинным путешествием стала поездка на далёкий Сахалин, путешествие продолжилось в Японию, Индонезию, Гонконг и другие страны.
  • Именно драматургия Чехова считается «визитной карточкой» русской литературы.
  • Величайшими писателями Чехов считал Льва Толстого и Михаила Лермонтова. Себя же, из-за своей чрезмерной скромности, относил к «второсортным» авторам.

Антона Павловича Чехова считают писателем «для взрослых». Но его перу принадлежит и ряд произведений для детей. К таким, например, можно отнести рассказы «Каштанка» и «Ванька». Некоторые рассказы и пьесы писателя входят в программу средней школы по литературе. О них и пойдет речь далее.

Чехов А.П. Каштанка. – Л., Дет. лит. 1983.

Этот рассказ вот уже более сотни лет пользуется неизменной любовью детей и взрослых. Главная героиня рассказа А. П. Чехова – собака по имени Каштанка. Потерявшееся одинокое животное, которое очень тоскует по своим хозяевам. Оказавшись у нового хозяина – циркового артиста, собака начинает совсем другую жизнь. Теперь ее хорошо кормят и не обижают. К тому же Каштанка проявляет артистические способности, и новый хозяин готовит ее к выступлению в цирке. Но в день представления собака узнает прежнего хозяина и радостно мчится к нему.

Чехов А.П. «Ванька» - М., изд. Малыш, 1987.

Ванька – девятилетний сирота, которого отдали на обучение к сапожнику в Москву. Ребенку живется несладко, он скучает по дедушке, по жизни в деревне. Накануне Рождества Ванька пишет своему дедушке письмо, жалуясь на тяжелую жизнь, голод и непосильный труд. Ему горько терпеть побои и обиды. Воспоминания о жизни в деревне у мальчика очень светлые, наполненные теплом и обаянием детства. Ванька горячо просит дедушку приехать. Указав на конверте «на деревню дедушке Константину Макарычу», окрыленный надеждой Ванька бросает письмо в почтовый ящик. Он не знает, что письмо с указанием такого адреса не дойдет до адресата. Лишенный детства в силу своего социального положения, Ванька все равно остается обыкновенным наивным ребенком. Во сне мальчику снится, как дедушка сидит на печи и читает заветное письмо, а рядом с ним виляет хвостом собака.

Чехов А.П. Вишнёвый сад: Пьесы. - М., Эксмо, 2007

Последнее произведение А.П. Чехова «Вишневый сад» преисполнено драматизмом и чувством глубокого переживания за свою Родину. В пьесе выражено отношение автора к прошлому, настоящему и будущему России. Действие происходит на рубеже 19-20 веков. Сюжет начинает развиваться с весны и заканчивается осенью, то есть временной охват составляет в среднем 5 месяцев. Место, где разворачиваются основные события – имение Раневской.

Итак, в мае 1904 года помещица Любовь Андреевна Раевская возвращается в свое имение из-за границы. Вместе с ней приезжает ее дочь Аня. В России они не были 5 лет. Но здесь их поджидают денежные проблемы, которые никак не удается решить. Всё настолько плохо, что встаёт вопрос о продаже с аукциона их «родового гнезда» и прилегающего к нему вишнёвого сада. У помещицы всего три месяца, чтобы решить вопрос с выплатами по долгам.

Чехов. А.П. Рассказы. Повести. – М.: Дрофа, 2006г.

В книгу вошли рассказы и повести А.П. Чехова.

  • Палата N6

История создания этой известной повести Чехова такова. Впервые автор упоминает о ней в письме к издателю его произведений М.А. Суворину в конце марта 1892 года. Он просит Суворина, прочесть повесть прежде, чем он её издаст, так хочет узнать его мнение. В середине апреля того же года писатель привозит рукопись в столицу, чтоб отдать в редакцию «Русского обозрения». Но в конце апреля Чеховым была продолжена работа: он признавался, что считает «Палату № 6» скучной, потому что среди персонажей нет женщин, а в сюжете не идёт речь о любви. Повесть была завершена к середине мая того же года, то есть, она была написана за два месяца.

Действия произведения разворачиваются в палате для душевнобольных, что отражено в её названии. Там обитают пятеро человек: от городского дурачка до бывшего судебного пристава. Больница отличается бедностью и антисанитарией. Врач иногда выпивает и очень любит читать. С некоторых пор доктор стал захаживать в палату № 6. После цепочки роковых событий он попадает в неё уже пациентом.

  • Человек в футляре

Учитель Беликов установил для себя и окружающих ряд ограничений и правил, которых необходимо придерживаться. Он боится проявления эмоций и собственных чувств. Беликов стремится спрятаться от реального мира. Даже решив жениться на жизнерадостной Вареньке, он не выходит за рамки своего «футляра». Однажды, будучи осмеянным в нелепой ситуации, Беликов умирает.

В этом рассказе А. П. Чехов демонстрирует читателям, что человек, который сжимает себя в придуманных собой рамках, обречен на одиночество и безрадостное существование.

  • Толстый и тонкий

Двое школьных товарищей – толстый Миша и тонкий Порфирий, случайно встречаются на вокзале. Они делятся воспоминаниями об учебе в гимназии. Порфирий хвастается, что стал коллежским асессором, но, когда он узнает, что Миша – тайный советник, его поведение моментально меняется. Тон Порфирия вдруг становится подобострастным. Толстому это неприятно. Тонкий пресмыкается перед старым другом, от непринужденного общения не остается и следа. Прощаются толстый и тонкий уже не как товарищи, а как начальник и подчиненный. В этом рассказе А. П. Чехов высмеивает чинопочитание. Комизм ситуации сочетается с трагической потерей достоинства и чести у человека, занимающего небольшую должность.

По материалам сайта http://www.izbrannoe.com