«60 лет – не возраст»
Так называется журнал, который в нынешнем году начал поступать в Кировскую центральную библиотеку. Ознакомившись с первыми выпусками журнала, мы пришли к выводу, что издание займет достойное место среди периодических изданий, получаемых библиотекой, благодаря содержательности, насыщенности интересными темами, простоте изложения и хорошему языку.
Журнал не является рекламным изданием, ответственно относится к сбору волнующей читателей информации, проверке ее достоверности и освещению эффективных и доступных для людей методов оздоровления. Авторами выступают высококвалифицированные врачи и специалисты различных отраслей знаний.
Помимо проблем лечения и профилактики различных заболеваний публикуются статьи на темы позитивной психологии, культуры, искусства, журнал знакомит своих читателей с интересными людьми, рассказывает о полезных увлечениях. Рубрики журнала говорят сами за себя – «Позитивное мышление», «Что говорят врачи», «Советы врачей», «Психология», «Основы долголетия», «Настроение», «Культура. Искусство. Традиции», «Разминка для ума» и многие другие.
Журнал «60 лет – не возраст», рассчитанный на людей среднего и пожилого возраста, продуманно подает информацию, подобранную сообразно интересам и потребностям именно этой категории людей. Большинство сотрудников редакции – сами пенсионеры, хорошо знающие чаяния ровесников.
Сегодня мы знакомим вас с материалами из новой рубрики журнала «Этюды о долгожителях». Автор ее – Николай Пересадин. Врач, более полувека посвятивший прикладной иммунологии, знакомит читателей с жизнью выдающихся людей, проживших яркую и долгую жизнь. Первый рассказ в этой рубрике – о великом ирландском драматурге и романисте Джордже Бернарде Шоу (Пересадин, В. Трудолюбие и безмятежность духа/Николай Пересадин//60 лет – не возраст.-2020.-№1.- с. 52-57.
Итак, Бернард Шоу
Есть такая японская пословица: «Лишь занимаясь делом, ты захочешь прожить сто лет». Она в полной мере определяет принцип жизни Бернарда Шоу, который не знал, что такое незанятое время – он всегда был занят. Помимо того, что он писал пьесы, статьи, памфлеты, романы, которыми прославился, Шоу много ездил по свету, совершил кругосветное путешествие. Не учась в университете, он стал одним из самых образованных и выдающихся людей своего времени.
Бернард Шоу родился в Дублине 26 июля 1856 года. Его мать была певицей и учительницей музыки. Отец занимался торговлей, в чем не преуспел из-за пристрастия к алкоголизму. Рано выучившись читать, Бернард все время посвящал книгам и постоянно занимался самообразованием. А вот учиться в школе ему было скучно, и он отставал по всем предметам.
В 20 лет он оставил Дублин и приехал в Лондон с мыслью покорить его. Здесь он продолжает самообразование, занимается в библиотеках, ходит в музеи, не пропускает театральных постановок. Одновременно работает – пишет обзоры и рецензии, а по ночам – романы по жестко установленному правилу - не меньше пяти страниц текста ежедневно.
Его пьеса «Дом вдовца», премьера которой состоялась в 1892 году, обернулась скандалом, отличалась живыми диалогами, напряженной интригой, парадоксальным развитием сюжета. Парадокс был избран драматургом как средством обнажения противоречий жизни, как инструмент ниспровержения устоев буржуазного общества. Это и стало фирменным знаком Шоу. Когда вышли в свет его сборники «Пьесы неприятные» и «Пьесы приятные», его известность перерастает в скандальную популярность. Он приобретает репутацию насмешника, мастера розыгрышей и здорового скептика.
В 42 года он женился на Шарлотте Пейн-Таузенд, обладавшей солидным капиталом. К тому времени он сам был богат. Получая в свое время по 50-60 отказов от издательств, Шоу приобрел «сверхчеловеческую нечувствительность как к хвале, так и к хуле».
Но Бернард тренирует не только мозг, но и тело. Он был высокого роста (1,88 м), очень подвижным, с 25 лет не притрагивался к мясу и в целом придерживался умеренности к еде. Хорошим природным здоровьем не отличался, страдал от головных болей. Жена старалась уберечь его от переутомлений, следила, чтобы он не засиживался за столом более 10 часов. Была инициатором путешествий, чтобы отвлечь его от сочинительства,но он находил возможность писать везде.
Несмотря на недомогания, каждодневные занятия любимым делом помогали Шоу поддерживать жизненный тонус. Как и сохранение чувства собственного достоинства, честности, цельности характера и уверенности в том, что у него есть, что сказать миру. Эти принципы, его «киты здоровья», подкреплялись природным оптимизмом. Его правилом был афоризм Монтеня: «Признак мудрости – неизменно радостное восприятие жизни!».
На рубеже веков к Шоу приходит мировая известность. В 56 лет он создает одно из главных произведений - «Пигмалион», имеющее и сегодня колоссальную известность.
В 1925 году Бернарду Шоу присудили Нобелевскую премию, но он принял лишь медаль, а деньги попросил потратить на перевод произведений шведских авторов на английский язык.
В 75 лет драматург совершает путешествие в СССР и отмечает юбилей в Москве. Ему показывают парадную сторону новой жизни, и, он, возвратившись в Лондон, всячески защищает Страну Советов от «нападок и вымыслов».
Тайна его личности.
У Франца Кафки есть такие слова: «Молодость счастлива, потому что обладает способностью видеть прекрасное. Когда эта способность утрачивается, начинается безнадежная старость, увядание, несчастье… Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет».
Вот в чем секрет Бернарда Шоу. Он не в генетике, а в стиле его жизни, следовании правилам активности и позитивизма.
Б. Шоу прожил до 94 лет, за несколько месяцев до кончины закончил свою последнюю, 56 пьесу.
Более подробно о судьбе и творчестве великого драматурга вы узнаете из очерка Николая Пересадина в журнале.
Продолжение следует…