Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

Японский сюрреализм: о феномене Харуки Мураками

 

Японский сюрреализм

Культовый  писатель Харуки Мураками опять не получил Нобелевскую премию по литературе. В шестой раз! В этом году ее дали Бобу Дилану, автору-исполнителю «за создание нового поэтического языка в рамках американской песенной традиции». Мудрый Мураками, наверняка, не расстроился, - ведь он так любит хорошую музыку. Даже пластинки коллекционирует…

Писать о Мураками непросто. Это все равно, что насвистывать «Пятую симфонию» Бетховена человеку, который никогда ее не слышал. В его творчестве многое переплелось: реальные вещи, японская кухня, быт, сказочные персонажи, о которых никто никогда не слышал. То у него кто-то в колодец проваливается, чтобы там общаться с посторонними духами, то человек в овцу превращается, чтобы спасти мир, то сумасшедший ученый отключает звуки, чтобы управлять всем человечеством. Его смело можно назвать «Сальвадором Дали» мировой литературы. Никто больше не пишет, так как он, и не рассказывает об обычных мелочах с таким вкусом и тактом. Например, о сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной.

«Чем больше спишь с разными женщинами, тем безнадежнее уходишь в чистую технику секса. И удовольствие как таковое тускнеет. В самом желании никакой техники нет, но стоит желанию разлиться рекой и тебя затягивает водопад удовольствия, который выливается в заводь полового акта. И вот ты уже стремишься не к водопаду, который тебя чему-то научил прежде, но к заводи, куда ты однажды приплыл, потому что использовал такие-то технические навыки. Постепенно у тебя как у собаки Павлова вырабатывается рефлекс, и из реки желания ты приучаешься сразу сигать в заводь акта».

Мало кто знает, что Харуки Мураками, давно и успешно занимается марафонским бегом. Все началось вполне невинно – с утренних пробежек. Писатель решил таким образом убежать от своего малоподвижного образа жизни и, сам не заметил, как вошел во вкус. Он даже написал автобиографический роман на эту тему - «О чем я говорю, когда говорю о беге». И посвятил его  «всем тем, кого я обогнал, и тем, кто обогнал меня. Без вас я бы не смог продолжать свой бег».

Писатель уверен, что благодаря боли, стремлению ее превозмочь, у человека есть возможность – пусть не в полной мере, но хотя бы частично – почувствовать, что он живет, что он есть (этакая садомазохистская психология). По его словам, после финиша у него только одна мысль: «Больше не нужно бежать». Перефразируя известный афоризм, он пишет: «Я бегу, - значит, я существую».

А вот другое его жизненное наблюдение:

«Думаю, что наша человеческая сущность – та, что делает нас самими собою, почти не меняется с возрастом. Вот мы вдруг почуяли рядом что-то новое и твердо решили, что с сегодняшнего дня изменимся, станем другими. Но как только это новое уходит, то большинство из нас ведут себя как предметы из специального полимера с эффектом памяти формы… Наши попытки измениться –  в конечном итоге, ни что иное, как пустая трата жизненной энергии. Когда-то мне казалось, что вот теперь-то начнется совсем новая жизнь.

«Ну, как, началась?» - спросите вы.

«Ну, можно сказать, что началась. Да, определенно началась».

«А так посмотришь, вроде такая же, как и раньше», - скажете вы.

Тогда я тоже посмотрю и подумаю: «Ну, да, такая же».

Более 15 лет Харуки Мураками жил вдали от Японии. Сначала немного пожил в Греции, потом перебрался в Англию, долгие годы преподавал в США, в Принстонском университете. В 2001 году вернулся домой – на любимую родину. Он знает, о чем говорит. От себя не убежишь, как ни старайся. Проблемы внутри нас, а не снаружи…

О феномене Харуки Мураками размышляла      Татьяна Болотова,

автор книг по популярной психологии    www.content-of-life.ru