Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

Женские мемуары, или вкус эпохи

Дневники и мемуары знаменитых людей читать всегда интереснее, чем самые подробные их биографии, написанные кем-то другим. В мемуарах история предстает не только в лицах, но и в подробностях быта, взаимоотношений и т.д.  Воспоминания женщин дороги и интересны тем, что женщин интересует не только политика и общественная жизнь, но и менее возвышенные материи, они более точно воспроизводят все детали, поэтому в их книгах мы ощущаем аромат эпохи, ее неповторимый вкус.   Если вдруг  захочется узнать больше о знаменитых женщинах разных эпох, достаточно просто открыть оставленные ими книги воспоминаний – как говорится, из первых уст и от первого лица.

Ирина ОдоевцеваНа берегах Невы. На берегах Сены. – М., 1998

 В конце восьмидесятых годов небывалым, а по нынешним временам и просто фантастическим тиражом 150 000 экземпляров впервые в России вышла книга поэтессы Ирины Одоевцевой "На берегах Невы" (1967). Это был живой голос из блистательного Серебряного века. Герои этой книги - русские поэты Николай Гумилев, Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Осип        Мандельштам,    Георгий     Иванов…
Тогда "На берегах Невы" прозвучали для многих как откровение. И сейчас, спустя годы, эта книга - памятник людям и памятник эпохе, созданный "маленькой поэтессой с огромным бантом", - читается с огромным интересом, настолько "живо" описаны ее персонажи. Феноменальная память Одоевцевой позволила ей и через много десятков лет воспроизвести разговоры,   дискуссии,          споры        того  времени.
Можно сказать, что именно мемуары "На берегах Невы" и "На берегах Сены" сделали имя Ирины Одоевцевой бессмертным в русской литературе. "Я пишу не о себе и не для себя, а о тех, кого мне было дано узнать "на берегах Невы", - подчеркивала Одоевцева. И, тем не менее, нельзя не признать, что образ автора - едва ли не самый обаятельный в этой книге. Ведь далеко не каждый "серьезный поэт" может написать о себе с таким юмором:

"Нет, я не буду знаменита,
Меня не увенчает слава,
Я, как на сан архимандрита,
На это не имею права.
Ни Гумилев, ни злая пресса,
Не назовут меня талантом.
Я маленькая поэтесса,
С огромным бантом".

Нина БербероваКурсив мой. – М., 2009

 Самая знаменитая книга Н. Берберовой, сразу ставшая мировым бестселлером и сохранившая эти позиции сегодня. Удивительная книга, написанная удивительной женщиной. Нина Берберова покинула Россию в двадцать один год, в далеком 1922 году. Она больше никогда туда не возвращалась. Но все годы, долгие годы, она была рядом с родиной: в воспоминаниях, разговорах, действиях. Сменив несколько стран, как мест жительства, зная в совершенстве языки этих стран, всегда оставалась  русской.
В начале своей книги Нина Берберова определила ее, как автобиографию - историю о себе, своей жизни. Но автобиография у нее получилось странной. Эта книга скорее не о ней, а о времени, о людях, с которыми Берберовой пришлось столкнуться в жизни. О каких людях! Горький и Бунин, Ходасевич и Ахматова, Набоков и Белый ... Список можно продолжать долго-долго. Берберова была знакома практически со всеми что либо значащими личностями русской эмиграции, вынужденных оставить родину после революции. Трагические судьбы, искалеченные временем. Кто-то ломался, кто-то находил в себе силы выжить. Она никого не осуждает. Яркая, независимая, провокационная, глубоко личная - эта автобиография вызвала бурю нареканий со стороны ее "героев" и осталась уникальным свидетельством    жизни         первой         русской      эмиграции.
Портреты И. Бунина, В. Ходасевича, М. Горького, А. Белого, М. Цветаевой, З. Гиппиус, Г. Иванова, В. Набокова написаны абсолютно свободным человеком - без оглядки, без страха, то хлестко и иронично, то трепетно и нежно...

Галина Вишневская. Галина. История жизни. – М., 2013 

 Это книга воспоминаний великой певицы –  автопортрет великой русской женщины, яркий эмоциональный рассказ о том, как ленинградская девочка, едва не погибшая от голода в блокаду, стала примадонной Большого театра. Актриса с большой буквы, она вынуждена была расстаться с театром в пору своей творческой зрелости. Нравственная ответственность Актрисы перед судьбой мужа, великого музыканта, победила даже любовь к Большому театру. «Эту книгу я должна была написать. В ней было мое спасение. Когда нас выбросили из нашей страны, во мне была такая ярость... Она мешала мне жить... Мне нужно было рассказать людям, что случилось с нами...».   Певица рассказывает о встречах с Шостаковичем, Покровским, Лемешевым, Козловским, Солженицыным, Сахаровым, Фурцевой; о триумфах и закулисных интригах; о высоком искусстве и подлом предательстве.  Фотоархивы дополняют созданную Галиной Вишневской картину.

Людмила  Гурченко.  Мое взрослое детство. Аплодисменты. – М., 1994.

Как зрители, которые воспринимают личность Людмилы Гурченко по-разному, только не равнодушно, так и читатели с первого же момента выхода в свет ее книги «Мое взрослое детство» обрушились на автора, кто  -  с обожанием и восторгом, кто – с  раздражением и сарказмом. Однако, вне  зависимости от точек зрения, стало  ясно одно: книга Людмилы Гурченко – это явление, не столько литературное, сколько человеческое, гражданское, личностное. Позднее появилась книга «Аплодисменты». Это легкий, летящий монолог актрисы. Иногда веселый, и тогда перед нами возникает образ Людмилы Гурченко, давно знакомый нам по комедиям прошлых лет, иногда горький, и мы узнаем Гурченко и ее тему в фильмах более позднего времени. Но какая бы интонация ни звучала в ее словах, прямота, честность, удивительная безжалостность к себе и обезоруживающая самоирония делает книгу еще более обаятельной и помогает читателю поверить автору до конца. Именно эти черты ее характера помогли Гурченко пронести свою сущность сквозь все испытания славой и бесславием, помогли ей сохранить свое лицо.  В своих автобиографических книгах знаменитая актриса рассказывает о своем детстве, семье и людях, которые были рядом, о преданности и предательстве, о любви и разочарованиях, о крушении иллюзий, отчаянии и надежде. И кто знает, не случись всех этих перипетий и испытаний в ее жизни, стала бы простая девочка из Харькова талантливой, знаменитой и всеми любимой актрисой Людмилой Гурченко.

Майя Плисецкая. Я, Майя Плисецкая. - М., 2008.

Эта книга – роман с балетом и, шире, роман с жизнью, исповедь о себе и своей эпохе. Непростой характер Майи Михайловны не скрыт в этих строках: она откровенно говорит о том, как репрессии 1930-х сломали судьбу ее близких, как неприглядна бывает изнанка творческой профессии и какого колоссального труда требует танец, как неизбежно вслед за славой приходят зависть и сплетни. А еще в книге много интересных подробностей о Большом театре, легендарных балетных постановках, заграничных турне, знаменитых людях ХХ века: от Коко Шанель, Марка Шагала и Мориса Бежара до Иосифа Сталина. Удивительно отношение примы - балерины к мужу, композитору Родиону Щедрину: в описаниях его сквозит и нежность, и поддразнивающий юмор. Возможно, именно благодаря этому их брак сложился счастливо и продлился немалых 57 лет. «За прожитую жизнь я вынесла простую философию.  Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Только так» - писала великая балерина.

Нонна Мордюкова. Не плачь, казачка. - М., 2009.

Нонна Мордюкова – не просто великая актриса. Она символ русской женщины, сильной, жесткой, принципиальной  и в то же время мягкой, внимательной, наполненной всепоглощающей любовью и самопожертвованием. Она – наша, настоящая. Ей удавалось все: драматические, характерные роли и великолепные комедийные персонажи. Она говорила: «В кино все стараются скорее заплакать. Да плакать легче всего, ты попробуй засмеяться, чтобы зрительный зал попадал от хохота!» Когда читаешь эту книгу, кажется, слышишь ее голос. Эмоционально и колоритно Нонна Мордюкова рассказывает о своей жизни, сыгранных ролях, режиссерах и актерах, с которыми ей довелось работать, о тех, кого любила и ненавидела, кем восхищалась и кого презирала. Вячеслав Тихонов, Василий Шукшин, Никита Михалков и многие другие в книге Нонны Мордюковой, дополненной воспоминаниями ее сестры и высказываниями людей, знавших и любивших эту великую  Женщину.

Познакомиться с понравившимися мемуарами можно в Кировской центральной библиотеке  с понедельника по пятницу с 12 до 19 часов, в субботу с 11 до 18 часов. Выходной день – воскресенье.