Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

...Духовное завещание одного поколения другому: обзор книг о книгах

Книга – это духовное завещание одного поколения другому

На протяжении всей жизни мы обращаемся к книге. В детстве она помогает нам узнать и понять окружающий мир и самих себя. Многим она не только открыла мир великих идей, но и направила их на путь борьбы за торжество этих идей, борьбы во имя счастья людей. Книга – помощник в работе, книга может быть просто развлечение, часто - советчик, а для того, кто умеет дружить с книгой - верный друг. С книгой можно обращаться как с вещью. Ее можно взять в руки как вещь. Измерить и взвесить. Купить и продать. Засунуть куда-нибудь и потом не найти. Словом, с книгой можно сделать все, что можно сделать с вещью. Она и есть вещь, но на самом деле книга - это чудо. Вот лежит на столе маленькая книга - в две ладони величиной, а в нее помещены люди, дома, города. Она лежит на столе неподвижно, но переносит нас из края в край, из страны в страну со скоростью, с которой не может соперничать даже космическая ракета. Она переносит нас в прошлое и в будущее. Книга - единственная машина времени, созданная человеком. Неживая - она живет, немая - она говорит. О разных странах, о разных временах. Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на пост. Любите книгу. Она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. Она научит вас уважать человека и самих себя, она окрылит ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Роман Татьяны Толстой «Кысь» создавался на протяжении 14 лет. Начиная с 1986 года, автор делала кое-какие наброски, разрабатывала систему образов, продумывала сюжет до мельчайших подробностей. И в конечном итоге все эти старания привели к потрясающему успеху – в 2000 году роман «Кысь» был опубликован, сразу же получив признание среди широкого круга читателей. Критики также обратили внимание на это произведение, отметив новизну и актуальность. Роман был удостоен известной премии «Триумф», по нему ставили спектакли и сняли литературный сериал.

Действие романа происходит в небольшом городке под названием Федор-Кузьмичск, жители которого оказались в весьма необычных обстоятельствах. Они словно отброшены на несколько веков назад: в домах отсутствует электричество, лес наполнен мифическими существами, общество деградирует. Дело в том, что события разворачиваются через двести лет после ядерной катастрофы, которую все называют Взрыв, повернувшую историю вспять, к средневековью. Это событие полностью изменило жизнь, превратив ее в убогое существование. Взрыв принес множество Последствий, которые каждый испытывает на себе. В городке управление на себя взял Наибольший Мурза, которого все уважают за то, что он принес некоторые удобства и установил порядки. На улицах можно встретить так называемых Санитаров, рыщущих в поисках ужасной Болезни. Эта Болезнь – радиация, от которой страдают не только люди, но и животные. Жители города напоминают скорее мутантов: у одних появились жабры или щупальца, у других все тело покрыто петушиными гребешками, которые лезут даже из глаз. У кошек появился длинный нос, больше напоминающий хобот, а хвосты стали голыми. Куры теперь могут летать, а зайцы живут на деревьях. В качестве полезного ископаемого люди используют ржавь, которая пригодна и для растопки печи, и для питья, и для курения. Есть в городе и бессмертные люди – Прежние. Они родились еще до Взрыва и практически не имеют мутаций. Хотя Никита Иванович, один из представителей Прежних, может дышать огнем. За это его прозвали Главным истопником.                                                                                                               В результате Взрыва повредился и сам язык, пропала грамотность, все слова с абстрактным значением и иноземного происхождения искажены Главный герой романа Бенедикт - молодой, резвый, пытливый, все допытывается, отчего был Взрыв. Происхождение  по матушке – интеллигентка в 4-м поколении, а тятенька из простых голубчиков (так называются жители городка). Переписывая без разбора книги (сказку о колобке, стихи Цветаевой, философский трактат Шопенгауэра и т.п.), Бенедикт подсознательно ищет гармонию, нечто новое в образах чужой культуры. От соприкосновения с книгой  он испытывает просветление. Постепенно книга, так и не ставшая духовной субстанцией для него, делается целью жизни для Бенедикта…Желая любой ценой заполучить запретный плод, он превращается в жестокого и яростного Санитара.

         Автор книги демонстрирует нам мир, в котором царит хаос и неразбериха, духовные ценности в этом мире не имеют значения, культура гибнет, люди не понимают элементарных вещей. Единственным источником знаний являются книги, но и они находятся под запретом. Тех, кому вздумается хранить у себя старопечатные книги, ждет наказание…

Идея книги Т. Толстой, состоящая в том, что чтение книг не всегда и не всех просвещает и облагораживает, распространяется и на книгу М. Елизарова «Библиотекарь», которую критики, как и книгу «Кысь» называют антиутопией. Соглашаться с этим или нет -  предстоит решать Вам, читатель. Книга Михаила Елизарова «Библиотекарь» получила премию «Букер» 2008 года. Многие весьма удивились выбору жюри, критиковали его и Елизарова. Эта книга – интеллектуальный детектив с элементами боевика и мистики, но это еще и социально-политический роман - это литературная игра с политическим подтекстом. В таком жанре у нас еще никто не писал.

Главный герой книги узнает, что несколько книг забытого советского писателя Громова обладают магическими свойствами, и различные группы читателей ведут за них ожесточенную борьбу.

…Писатель Дмитрий Громов прошел полвойны военкором, потерял на фронте правую руку, а после сочинял скучнейшие соцреалистические романы, всего их было вроде как шесть, умер Громов за десять лет до распада СССР. Уже к перестройке все, казалось, наглухо забыли про его откровенно скучные, не пользующиеся спросом книги. Казалось, да зря. Потому что были и есть люди, знающие громовским книгам настоящую цену, готовые отдавать за них жизни — свои, своих товарищей и тем паче своих противников из других «библиотек» (крупных группировок) и «читален» (группировок мелких), биться насмерть на обставленных по строгим правилам поединках. Они-то ведают: если прочесть роман Громова особым образом, выполнив два условия — Тщания и Непрерывности, то книги меняли сознание, вызывали необычные ощущения. Эти ощущения быстро пропадали, но возникали вновь при следующем прочтении, поэтому к ним развивалось привыкание, как к наркотикам. При этом таким действиям обладали только прижизненные издания и только, если были целы все страницы и ничего не исчиркано. В разное время разные люди при разных обстоятельствах открывали этот секрет. Вне зависимости от того, о чем книги были написаны, они получили новые названия по типу вызываемого ими эффекта. Так появились Книги Ярости, Радости, Силы, Власти, Терпения и Памяти. И, говорят, есть еще седьмая, главная книга — Книга Смысла, сводящая воедино великий громовский замысел. Кто ж знал, что открыть этот Смысл в 2000 году доведется не патриарху «громовского подполья» Лагудову  и не беспощадной предводительнице страшных читательниц-старух Моховой, а 27−летнему лопуху Леше Вязинцеву, по чистой случайности угодившему на должность Библиотекаря крохотной Широнинской читальни…
… Алексей Вязинцев – молодой человек, не нашедший себя в жизни, получает в наследство от дяди квартиру в другом городе. Он едет туда, чтобы ее продать и неожиданно для себя оказывается вовлеченным в череду странных событий, которые навсегда меняют его жизнь. Оказывается, его дядя, Максим, был активным членом некой глубоко законспирированной секты. Эти люди читали книги давно умершего советского писателя Громова.  Те люди, которые открыли действие книг, стали Библиотекарями. Если у них была одна книга, то это была читальня, если много, то - библиотека. Библиотекарь был хранителем книги, обеспечивал очередность в ее прочтении у своих читателей. Библиотеки еще разыскивали книги, и все мечтали найти Книгу Смысла. Друг с другом библиотекари враждовали. Между ними были настоящие войны за книги и за влияние. Большая часть романа посвящена описанию этих войн. Обязательным их условием было использование только холодного оружия и сокрытие трупов. Елизарова весьма развлекают эти фантасмагорические бои. Старухи дрались ломами, а одеты были в оранжевые жилеты дорожных рабочих. Была читальня Резников, которые дрались ножами для кошерного забоя скота. Другая читальня получила разрешение на ношение самурайских мечей под видом изучения культуры Японии. Третьи просто записались в казаки и носили шашки. В боях практиковали также дуэли один на один.
И вот ничего не подозревающий племянник убитого библиотекаря втягивается в эту бурную жизнь. Вначале это все для него дико, но потом он читает Книгу Памяти, которую хранил его дядя. Она вызвала у него воспоминания о том детстве, которого у него не было, но которое могло быть…
… «Убаюканный Книгой Памяти» Вязинцев согласился стать новым библиотекарем. Он участвовал в боях, у его читальни постоянно случались какие-то неприятности, а однажды ему подбросили ни больше ни меньше, как Книгу Смысла…

У книги Елизарова достаточно много и противников, и поклонников, но то, что она не оставляет равнодушной уже говорит о ее неординарности. В романе очень много кровавых сцен, поэтому она рекомендуется читателям после 18 лет и с крепкой психикой.

         Но не все так безнадежно. Добрые книги тоже и пишутся и издаются, только нужно найти их и ввести в поле нашего зрения. Одна из таких книг – роман Юлии Возненской «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами», действие которого происходит в недалеком будущем. Человечество пережило ряд природных катастроф, которые превратили Европу в архипелаг островков, окруженных новыми морями и океанами. На месте бывших мегалополисов – огромные платформы - «титаники», на которых и живут (точнее, прозябают) люди. Эти люди наряду с природными катаклизмами пережили также Третью Мировую войну и подчинились «Мессии» (сокращенно Мессу), управляющему миром из Иерусалима в окружении новой элиты, называемой «Семья», творящему много чудес и, наконец, творцу единой (глобалистской) мировой религии. Мессу молятся, как богу, каждый день ему покланяются и воспевают гимны. Населением управляет тоталитарный Надзор… Все люди, которые живут и умирают за Месса, питаются синтетической пищей и большую часть времени проводят в т.н. Реальности (совершенном, тщательно выстроенном кибер-пространстве). Настоящая реальность для них – не та, что обнаруживается при помощи телесных чувств, а виртуальная Реальность. Из этой системы выпадают так называемые, асы (антисоциальные элементы), которых экологическая полиция вылавливает наравне с животными-мутантами, в изобилии расплодившимися после Третьей мировой войны.

В мире осталась единственная страна, которая не признала власть Месса, и против которой он готовится вскоре начать войну. Страной этой управляет монарх, ее жители исповедуют христианство, упраздненное и практически уничтоженное в царстве Месса. От остального мира эта страна ограждена т.н. Стеной отчуждения, и в ней живут те, кто успел бежать после Катастрофы, не признавая Месса и не принимая его печати.  

Главная героиня романа – девушка Кассандра Саккос, внучка греческого миллиардера Илии Саккоса, много сделавшего для планеты и спасения людей во время Катастрофы. Благодаря этому его супруга и наследница Елизавета, Кассандрина бабушка, получила возможность жить без Надзора Мессии в собственной усадьбе на острове, образовавшемся из бывшей Баварии. Кассандра сначала росла, окруженная любовью и заботой бабушки с дедушкой, поскольку её мать София вела беспутную жизнь голливудской звезды, меняя любовников, как перчатки. Начав стариться, София, как истинная планетянка, подала просьбу об эвтаназии – и эта просьба была удовлетворена (нужно отметить, что под старостью в мире «Мессии» понимается возраст в 40 лет). До этого Софии удалось после смерти Илии отнять малышку Кассандру у своей матери. Из-за любовников времени на дочь не оставалось, та росла заброшенной. Тогда София отдала Кассандру, как «неадаптированную», на перевоспитание государству, которое стерло девочке память и превратило ее в верную Мессу и его миру планетянку… В одиннадцать лет в школе "для социально-психической ориентации" у нее отняли крестик, под гипнозом отучили молиться даже мысленно и, невзирая на крики и протесты, под наркозом поставили печать на правую руку... Получив персональный код, Кассандра утратила "лишние" воспоминания - лишь память о горячо любимой бабушке вытравить не удалось. Для этого Сандру пришлось бы лишить жизни... Тем не менее, Кассандре, которая большую часть своего времени проводит в виртуальной реальности, выстроенной по мотивам легенд о короле Артуре, разрешается общение с бабушкой.

Елизавета Саккос, одна из немногих на планете, богата и свободна. Внучка приезжает к бабушке в гости. Та больна, но ей зачем-то совершенно необходимо срочно пополнить запас макарон. Внучка берется помочь: на бабушкином джипе переваливает через остатки альпийских гор и оказывается в Италии (точнее, на территории, оставшейся от этой страны), в городке Бергамо. Здесь она встречается с неким стариком, который владеет макаронной фабрикой и вместо путешествий по кибер-пространству продолжает любить и читать старые книги (новых же книг в мире Месса не существует, их заменяет виртуальная реальность!) Вот тут-то и закручивается авантюра!

А как не быть авантюре, если Кассандрина бабушка – русская и православная? А как не быть авантюре, когда макароны-то нужны не кому-нибудь, а тайному, сокрытому православному монастырю? Как ей не быть, в конце концов, если взгляды Кассандры на всё на свете постепенно претерпевают изменения? Как не быть авантюре там, где героиня проходит различные испытания, выживает в концлагере смерти, в котором экологисты и их биороботы-клоны «перевоспитывают» «асов»?

Мир, о котором пишет Вознесенская, увы, узнаваем - уже сегодня все больше примет его вторгается в нашу настоящую, не придуманную жизнь. Те же "продукты новой линии жизни", неизвестно из чего и как получаемые, тот же отказ от одежды из природных тканей, то же агрессивное наступление виртуальной реальности - едва ли не в каждой квартире мальчишки и девчонки, - да что там, взрослые люди самозабвенно отдаются компьютерным сражениям с земными и инопланетными монстрами... И даже камеры слежения, появляющиеся уже сегодня в самых неожиданных местах. 
В книге, которую кто-то из критиков уже назвал антиутопией, этот мир зла торжествует…В своем романе Юлия Вознесенская ничего не добавила от себя, она лишь глубоко проанализировала современность.  

Книга Юлии Вознесенской "Паломничество Ланселота" - это продолжение романа-антиутопии "Путь Кассандры", в котором главной героине Кассандре предстоит встретиться лицом к лицу с теми, кто отверг Бога и встал на путь зла, чтобы "отстоять" человеческие души и «помочь их спасению».

... Итак, прикованный к инвалидной коляске, но закалённый и самостоятельный норвежец Ланс совершает своё долгое путешествие к Лжемессии, который уже успел воцариться на гибнущей земле и успешно дурачит весь выживший мир своей мнимой святостью. Обещанное исцеление всех инвалидов непреодолимо манит главного героя в расставленные силки. На пути Ланс встречает массу интересных людей, всем помогает, всех спасает, но веры в антихриста упорно не теряет, до поры отвергая Бога и его учение.

Отправляясь за героем книги, планетянином Лансом, который хочет получить исцеление от "Мессии", в паломничество на далекий остров Иерусалим, читатель по-иному начинает понимать известные истины - любовь, веру, добро.

Как и всегда у православной писательницы Юлии Вознесенской, основа сюжета замешана на духовном поиске главного героя, а события и действия имеют второстепенное значение, что видно даже из самой подачи информации: писательнице не интересно ставить непреодолимые преграды перед своими героями, а затем искать хитроумные пути их разрешения! Она порой даже пропускает такие места. Больше внимания она уделяет чувствам, мыслям, настроениям и вообще вопросам духовного преображения своих героев. Кому нужны лихие интриги и невероятные приключения, тому эта книга, может, и не понравится.  

По материалам Интернета подготовила  Елена Павлова