Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

"Яркий представитель Серебряного века ": интернет обзор к 140-летию со дня рождения Саши Черного

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

КИРОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ  БИБЛИОТЕКА

 

"Яркий представитель Серебряного века"

Интернет обзор к 140-летию со дня рождения Саши Черного

В октябре 2020 года исполнилось 140 лет со дня рождения Саши Черного. Русский поэт, один из ярких представителей Серебряного века, он получил широкую известность, как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов.

Саша Черный самостоятельно добился всего и доказал обществу, что он - личность. При этом, имя этого поэта-сатирика известно сейчас не так широко, в отличие от его коллег по литературному цеху, .

Многим детям Саша Чёрный знаком как автор произведения про фокстерьера по кличке Микки, а взрослое поколение помнит и любит его произведения за острую сатиру.

Вот словесный автопортрет поэта:

Беззаботный и беспечный, как барбос,

Весел он под каждым кровом,

И играет звонким словом,

И во всё суёт свой нос.

Хоть он взрослый, но совсем такой, как вы:

Любит сказки, солнце, ёлки,-

То прилежнее он пчёлки,-

То ленивее совы.

Ну так вот – такой поэт примчался к вам:

Это ваш слуга покорный.

Он зовётся «Саша Чёрный»…

Почему? Не знаю сам.

Здесь для вас связал в букет он, как цветы,

Все стихи при свете свечки,

До свиданья, человечки! –

Надо чайник снять с плиты.

Не правда ли, обаятельная зарисовка? Стихотворение обращено к маленьким читателям – «человечкам». Только перед детьми и близкими людьми раскрывался такой Саша Чёрный.

У Гёте сказано: чтобы понять поэта, надо посетить его родину. Экскурс в страну детства и юности Саши Чёрного тем более необходим, что мало кто посвящён в обстоятельства горестной и на диво причудливой биографии поэта, открывшейся нам лишь сравнительно недавно.

Одесса. Конец XIX в.

Подобно многим весёлым талантам, Саша Чёрный появился на свет в Одессе – городе, щедром на юмор и шутки.

В семье родилось пятеро детей. Александр был вторым ребенком. Родился он 13 октября 1880 года (по старому стилю 1 октября). Отец, будучи представителем фармацевтической компании, часто отсутствовал дома, находясь в разъездах по делам компании. А мать все время жаловалась на плохое поведение детей, от чего, по возвращении, отец приходил в ярость, и доставалось всем домашним. Дети не любили его приездов и сильно боялись.

Еще один факт: двое из пяти детей в семье имели имя Александр. И чтобы различать их, еще в детстве за свой цвет волос, Саша получил прозвище «Чёрный», которое в последствие переродилось в его псевдоним.

Лишённый материнской ласки, Саша фактически не знал детства. Никто не дарил ему игрушек, а если он приспосабливал для игры какую-нибудь вещь в доме – следовала расправа. Отсюда, в его характере сочетание скрытности и кротости со своенравием и бунтарством. В возрасте 9 лет Александр поступает в гимназию в городе Белая церковь. Туда к тому времени переехала семья.

Учеба давалась ему тяжело. За постоянную неуспеваемость его хотели несколько раз отчислить. За это к постоянным домашним наказаниям давались еще и гимназические. И вот, в возрасте 15 лет, не закончив образования, Александр решается на важный шаг. Следуя примеру своего брата, сбегает из дома. Никто и не думал возвращать беглеца, и его скитальческая одиссея продолжалась более двух лет. К середине 1898 года, оказавшись в катастрофическом положении, уже будучи в Петербурге, блудный сын обратился к родителям с мольбой о помощи, но отец и мать отказались от него.

Житомир. Конец XIX в.

Дальнейший оборот событий не назовёшь, пожалуй, другим словом, как чудо. Александр начинает вести образ жизнь нищего и занимается попрошайничеством. И вот в 1898 г., в крупной газете того времени «Сыны отечества», начинающий журналист Александр Яблонский выпускает статью о несчастной судьбе юноши, которого бросила семья. И не ясно, как бы сложилась судьба будущего поэта, если ли бы эту историю не прочитал Константин Константинович Роше, благотворитель и общественный деятель из г. Житомир. История мальчика его потрясла и растрогала. Он отыскал Александра и взял его к себе на воспитание.

Так Саша Гликберг оказался в Житомире – городе, ставшем для него поистине второй родиной.

Предыстория этого акта милосердия такова. Примерно за год до описываемых событий Роше потерял единственного, горячо любимого сына, которого в мечтах своих видел духовным наследником. Надо сказать, что всё своё свободное время он посвящал поэзии. Другой всепоглощающей страстью этого высокопоставленного чиновника была склонность к благотворительности. То он занимается организацией столовых в областях, охваченных голодом, то берёт на своё попечение несчастного юношу… Но не только кров предоставил Роше Александру. Он первый обратил внимание на поэтические способности будущего литератора. Роше нанял учителей и Александр стал учиться стихосложению. Именно от Роше Сашей Чёрным были восприняты не только уроки стихотворчества, но и – что неизмеримо важнее – понятия долга и чести.

Константин Константинович хотел дать хорошее образование юному Александру Гликбергу, но из Житомирской гимназии его тоже выгнали. Поводом послужила размолвка с директором гимназии. И будучи двадцатилетним молодым человеком, Александр с легкостью заменил гимназию на армию. Прослужив 2 года, он перешел на службу в таможню города Новоселиц на границе с Австро-Венгрией, где начался его трудовой стаж. В 1904 году состоялся его дебют в печати в Житомирской газете «Волынский вестник». Вскоре Саша Чёрный держит свой путь в город на Неве, надеясь на литературную карьеру.

Мария Васильева. Жена С. Чёрного

В Петербурге ему удалось устроиться на должность письмоводителя в налоговой службе Варшавской железной дороги.

Здесь же, на службе, он познакомился с М.И. Васильевой, его непосредственной начальницей, проявлявшей участие к бедному молодому человеку. Вскоре они связали свою судьбу узами брака. Мария Ивановна была старше его, получила более высокое образование, но семейный союз, несмотря на все эти различия, оказался прочен. Мария Ивановна была на редкость аккуратной, практичной и энергичной особой. По-видимому, именно такая спутница жизни нужна была неприспособленному к жизни поэту. Она стала для него заботливой матерью: ведала семейным бюджетом, ездила по редакциям. С её помощью Саша Чёрный оставляет ненавистную службу, чтобы полностью отдаться литературной деятельности.

Александр начинает печататься под псевдонимом Саша Чёрный, основой которому послужило его детское прозвище. На самом деле у него было много псевдонимов: Сам по себе, Гейне из Житомира и т.д. Но в 1905 году он впервые издает свое стихотворение «Черепаха» под псевдонимом Саша Чёрный. Это стихотворение «взорвало» читающую публику, пронизывающая все стихотворение едкая сатира, обличающая власть не оставило равнодушным читателей журнал «Зритель». Оно так же не осталось незаметным для цензоров и журнал сразу закрыли. А сам поэт становится популярным.

Его стихи начали печатать в сатирических журналах: «Молот», «Альманах», «Маски». Как потом писал К.И.Чуковский: «Как только выходил новый номер журнала, читатели сразу же начинали искать в нём произведения Саши Чёрного. Каждая курсистка или врач, студент или инженер, учитель или адвокат могли рассказать их наизусть».

Через год в 1906 году Саша Чёрный выпускает свой первый сборник стихов, но тираж арестовывают из-за политической цензуры. Чтобы избежать ареста, Саша уезжает в Германию. Чтобы не тратить время он поступает в Гейдельбергский университет. И с1906 по 1908 годы Александр, как вольнослушающий студент, посещает лекции университета. А параллельно продолжает писать, но печататься ему не дают. Все произведения Чёрного подвержены жесточайшей цензуре, но это только подстегивает поэта, и он продолжает творить.

По возвращении в 1908 г. в Петербург он начинает работать в журнале «Сатирикон».

Параллельно Саша Чёрный печатает свои произведения в изданиях: «Аргус», «Современный мир», «Современник», «Солнце России», «Одесские новости», «Русская молва» и «Киевские новости».

Пробуждение весны

Вчера мой кот взглянул на календарь

И хвост трубою поднял моментально,

Потом подрал на лестницу, как встарь,

И завопил тепло и вакханально:

«Весенний брак! Гражданский брак!

Спешите кошки на чердак…»

И кактус мой – о, чудо из чудес! –

Залитый чаем и кофейной гущей,

Как новый Лазарь, взял да и воскрес

И с каждым днём прёт из земли всё пуще.

Зелёный шум… Я поражён:

«Как много дум наводит он!»…

(1909)

От некогда запрещавших и писавших разгромные рецензии на произведения Саши Чёрного критиков теперь он слышит только похвалу.

Но пришедший успех не может изменить Александра. Его талант расцветает, он творит и в 1912 году уезжает на Капри, где знакомится с Максимом Горьким. Под влиянием Горького он начинает пробовать себя в написании прозы. Но начавшаяся Первая мировая война прерывает эту творческую идиллию.

Александра отправляют санитаром в госпиталь Санкт-Петербурга, а затем переводят в полевой госпиталь. Излишняя впечатлительность рядового Гликберга чуть не стоила ему жизни и рассудка. Благодаря своей любящей жене и возможности излагать впечатления на бумаге, Александр спасает себя он депрессии.

Именно на фронте создает он свой лирический цикл «Война». Саша-поэт не мог творить на войне и поэтому появляется Саша-прозаик, который начинает писать и печатать детские книги. Он открывает для детей целый мир. Его любовь к детям, его способность вести с ними взрослый диалог является отличительной чертой произведений Саши Чёрного для детей. Ведь дети для Александра не просто читатели, они и герои его произведений.

Корней Чуковский, известный читателям по своим детским произведениям, был почитателем Саши Чёрного. Писатели хорошо общались между собой, уважали творчество друг друга. После смерти Саши Чёрного Чуковский выпустил Большую и Малую серии однотомников с его произведениями.

Саша Чёрный очень любил детей. Своих детей у него не было. Чуковский вспоминал: «В одно из воскресений на Крестовском в летний горячий день я услыхал десятки голосов, звонко кричавших ему: «Саша, Саша, скорее сюда!», и увидел, что он не только не чувствует себя оскорблённым, но охотно откликается на эти призывы. Он сидел в лодке, взятой, очевидно, напрокат, и его чёрные глаза маслянисто поблёскивали. Лодка была полна малышей лет семи или немного постарше, которых он только что прокатил до моста и обратно, и теперь его ждали другие, столпившиеся неподалёку на сваях: «Саша, сюда, сюда!». Он бережно высадил одних пассажиров и, наполнив свою лодку другими, тотчас же пустился в новый рейс.

Все эти дети были из прибрежных дворов, незнакомые дети, которых он прежде никогда не видел, да и они знали про него лишь одно: что он – Саша. Обычно они околачивались на берегу целый день и безнадёжно кричали каждому из проплывающих на лодке: «Дяденька, прокати!» Но те даже не глядели в их сторону. На этот раз мальчишкам посчастливилось: нашёлся такой удивительный «Саша», который услышал их мольбу, и по лицу его, я не мог не заметить, что здесь, на природе, среди детей, он совершенно другой».

Теперь его детские стихи стали появляться во многих изданиях.

Экзамен

Из всех билетов вызубрив четыре,

Со скомканной программою в руке,

Неся в душе раскаяния гири,

Я мрачно шёл с учебником к реке.

Там у реки блондинка гимназистка

Мои билеты выслушать должна.

Ах, провалюсь! Ах, будет злая чистка!

Но ведь отчасти и её вина…

Зачем о ней я должен думать вечно?

Зачем она близка мне каждый миг?

Ведь это, наконец, бесчеловечно!

Конечно, мне не до проклятых книг.

Ей хорошо: по всем – двенадцать баллов.

А у меня лишь по «закону» пять.

Ах, только гимназистки без скандалов

Любовь с наукой могут совмещать!

Пришёл. Навстречу грозный голос Любы:

«Когда Лойола орден основал?»

А я в ответ её жестоко в губы,

Жестоко в губы вдруг поцеловал.

«Не сметь! Нахал! Что сделал для науки

Декарт, Бэкон, Паскаль и Галлилей?»

А я в ответ её смешные руки

Расцеловал от пальцев до локтей.

«Кого освободил Пипин Короткий?

Ну что ж? Молчишь! Не знаешь ни аза?»

А я в ответ почтительно и кротко

Поцеловал лучистые глаза.

Так два часа экзамен продолжался.

Я получил ужаснейший разнос!

Но, расставаясь с ней, не удержался

И вновь поцеловал её взасос.

Я на экзамене дрожал как в лихорадке,

И вытащил… второй билет! Спасён!

Как я рубил! Спокойно, чётко, гладко…

Иван Кузьмич был страшно поражён.

Бегом с истории, ликующий и чванный,

Летел мою любовь благодарить…

В душе горел восторг благоуханный.

Могу ли я экзамены хулить?

(1910)

Саша Черный не смог принять смену политического режима в стране и в 1918 году отправляется в эмиграцию. Сначала они с супругой переехали жить в город Ковно, который в Прибалтике. После они переехали в Берлин. Александр продолжил свою литературную деятельность.

Саша Чёрный начал сотрудничать с несколькими издательствами, такими как: «Сполохи», «Руль», «Воля России», «Сегодня». Ему даже довелось стать редактором журнала «Грани». И в 1923 году, Александр издает на свои средства сборник стихов «Жажда». Этот сборник наполнен тоской по родине. В каждой строчке читается сложное положение поэта в эмиграции. В 1924 году он переезжает с супругой в Париж. Проза теперь это основное направление в его творчестве. Стихи он больше не пишет. Он издает: «Библейские сказки», «Сон профессора Патрашкина», «Белка-мореплавательница», «Румяная книжка», «Дневник фокса Микки», «Серебряная елка», повесть «Чудесное лето», «Несерьезные рассказы», «Солдатские сказки», и поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» и многое другое.

Именно в поэме «Кому в эмиграции жить хорошо» Александр находит единственно правильный ответ: «Хорошо там, где нас нет!».

Поэт приобретает небольшой участок в 1929 году, в местечке Ла Фавьер, во Франции и строит дом. Его дом становится центром русской культуры в Европе. В его доме собирались русские деятели искусств.

Мой роман

Кто любит прачку, кто любит маркизу,

У каждого свой дурман, -

А я люблю консьержкину Лизу,

У нас – осенний роман.

Пусть Лиза в квартале слывёт недотрогой, -

Смешна любовь напоказ!

Но всё ж тайком от матери строгой

Она прибегает не раз.

Свою мандолину снимаю со стенки,

Кручу залихватский ус…

Я отдал ей всё: портрет Короленки

И нитку зелёных бус.

Тихонько-тихонько, прижавшись друг к другу,

Грызём солёный миндаль.

Нам ветер играет ноябрьскую фугу,

Нас греет русская шаль.

А Лизин кот, прокравшись за нею,

Обходит и нюхает пол.

И вдруг, насмешливо выгнувши шею,

Садится пред нами за стол.

Каминный кактус к нам тянет колючки,

И чайник ворчит, как шмель…

У Лизы чудесные тёплые ручки

И в каждом глазу - газель.

Для нас уже нет двадцатого века,

И прошлого нам не жаль:

Мы два Робинзона, мы два человека,

Грызущие тихо миндаль.

Но вот в передней скрипят половицы,

Раскрылась створка дверей…

И Лиза уходит, потупив ресницы,

За матерью строгой своей.

На старом столе перевёрнуты книги,

Платочек лежит на полу.

На шляпе валяются липкие фиги,

И стул опрокинут в углу.

Для ясности, после её ухода,

Я всё-таки должен сказать,

Что Лизе – три с половиною года…

Зачем нам правду скрывать?

(1927 Париж)

Дом во Франции и стал последним пристанищем поэта. 5 августа 1932 года, очень переволновался и устал, помогая тушить пожар в соседском доме. И его измотанное сердце не выдержало – его жизнь оборвал сердечный приступ. Сашу Черного похоронили на кладбище Ле-Лаванду, но точное место не известно. После смерти Марии Ивановны в 1961 году платить за уход могилы стало некому, и могилу убрали. Правда, потом в1978 году на кладбище была установлена мемориальная доска в честь поэта.
Саша Черный прожил яркую и насыщенную жизнь, он создал больше 40 книг и сборников, а также является автором более 100 цитат и афоризмов. Является переводчиком произведений Кнута Гамсуна, Генриха Гейне и многих других известных литераторов.

Литература

Чёрный, Саша: стихотворения/ С. Чёрный.- М-Л.: Сов. писатель, 1962. – 574 с. – (Сер. «Библиотека поэта»)

Чёрный, Саша. Эти вирши смешные и странные/ С.Чёрный – Л. Дет. лит., 1989. – 224 с.

Чёрный, Саша. Избранная проза/ С.Чёрный. - М.: Книга, 1991.- 432с.: ил.- (Из литературного наследия).

Чёрный, Саша. Несерьёзные рассказы/ С.Чёрный/ Сост., вступ. Статья В.А.Приходько; Худож. Н.А. Кравцов.- М.: Русская книга, 1992.- 464с.: ил.

Чёрный, Саша… И с глупцами не спорь: Стихотворения/Чёрный, С. – М.: ООО Издат. дом «Летопись-М», 1999.- 508с., порт.- (Мир поэзии).