Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

"Мир сатиры Михаила Зощенко": литературное знакомство

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

КИРОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ  БИБЛИОТЕКА

 

 «Мир сатиры Михаила Михайловича Зощенко»

Литературное знакомство

Дворянин по происхождению, Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург).

Михаил рос в большой и дружной семье: всего у него было 7 братьев и сестёр.

 Отец его, Михаил Зощенко, был художником, рисовал иллюстрации для журнала «Нива», делал мозаичные панно. Мать, Елена Сурина, до замужества играла в театре, а после стала писать рассказы и печатать их в местной газете «Копейка».

Прапрапрадед будущего писателя строил дома. Он был архитектор, или, как в старину называли, зодчий. Отсюда и пошла эта фамилия; со временем, для смягчения произношения, фамилия Зодченко превратилась в Зощенко.

В 8 лет родители отдали мальчика в Санкт-Петербургскую гимназию. С детства он любил читать, интересовался историей, сочинял стихи и небольшие рассказы.  Известный расказ "Пальто" Михаил написал, когда ему было 11 лет.

Несмотря на любознательность и широкий кругозор, Михаил учился плохо, часто спорил с учителями. Однажды его едва не исключили из гимназии; помогло письмо-прошение, которое мать подала влиятельным чиновникам.

Вот как сам Зощенко вспоминал об этих годах:

«Учился плохо. И особенно плохо по русскому, на экзамене получил единицу по русскому сочинению...».

 В 1913 году он окончил Санкт-Петербургскую гимназию и поступил на юридический факультет, но через год, из-за невозможности платить за обучение, был отчислен и пошёл работать контролёром на железную дорогу.

Когда началась Первая мировая война, Зощенко решает идти добровольцем на военную службу. Михаил сделал это не из патриотических побуждений: ему просто не сиделось на одном месте. Он участвовал в боях, был тяжело ранен и отравлен газами, но даже в военные годы не прекращал писать. Газовое отравление не прошло бесследно; в феврале 1917 года у Михаила Зощенко обострилась сердечная болезнь, его отправили в госпиталь, а оттуда в резерв.

За личное мужество М. М. Зощенко был награждён четырьмя орденами.

Михаил Зощенко о Первой мировой войне:

«Первая мировая война парализовала моё нутро. Я навсегда потерял чувство ориентира. Иногда наступало затишье, а потом опять начинал преследовать какой-то необъяснимый зловещий рок. Я нигде не мог найти успокоения, словно Агасфер менял города, деревни, сёла, хутора».

Три года Зощенко провёл в окопах войны. Вернувшись с фронта домой, он ничем особенным не выделялся среди других - многие тогда ходили в шинелях…

Из автобиографии:

«Отец мой художник, мать-актриса. Это я к тому говорю, что в Полтаве есть ещё Зощенки. Например: Егор Зощенко – дамский портной. В Мелитополе – акушер и гинеколог Зощенко. Так заявляю: тем я вовсе даже не родственник, не знаком с ними и знакомиться не желаю.

Из-за них, скажу прямо, мне даже знаменитым писателем не хочется быть. Непременно приедут. Прочтут и приедут. У меня уж тётка одна с Украины приехала.  Вообще писателем быть очень трудновато. Скажем, тоже – идеология...».

Здесь же:

«Сколько же я повидал за годы скитаний! Сколько встречал людей с их разными судьбами и характерами! А что, если обо всем, что я видел и слышал, написать на бумаге? Что, если это и есть моя профессия на всю жизнь – писать книжки?»

Оказалось, что у Зощенко - редкий литературный талант!

В 1921 году вышла его первая книжка «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова».

Современники вспоминали, что Михаил Зощенко изумительно читал свои рассказы. Друзья-литераторы хохотали до слёз! Однако в облике писателя не было ничего веселого, и все знакомые отмечали его грустные глаза.

Зощенко писал свои рассказы не для того, чтобы стать известным и знаменитым -  о себе он не думал. Писатель думал о людях; о том, как быстрее и лучше помочь им избавиться от всякого рода нехороших привычек.

Зощенко понимал, что, если он будет открыто – в глаза – бранить людей за их недостатки, будет с  серьёзным видом учить их, как от этих недостатков избавиться, - рассказы его никто читать не станет.

Необходимо найти какой-то особый, хитрый ключик к сердцу читателя. Чтобы, повернув этот ключик, и цели своей достичь, и никого не обидеть.

О серьёзных вещах автор стал писать, на первый взгляд, не слишком серьёзно. Можно сказать – смешно и весело!

Остриё своей сатиры Михаил Зощенко направил против невежества, мещанского себялюбия, приспособленчества и прочих человеческих пороков. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом как бы вылечивались: с трудом они расставались с теми недостойными привычками, которые, как и в героях Зощенко, находили у себя.

Зощенко был человеком исключительно трудолюбивым и упорным. Если у него что-то не получалось в творческом плане – он просто мучил себя за письменным столом!

Когда Самуил Яковлевич Маршак предложил ему написать два-три детских рассказа для октябрятского журнала «Чиж», Михаил Михайлович воодушевился. Однако, к собственному удивлению, ничего интересного написать не получилось. После очередной неудачной попытки Зощенко понял: писать для детей – задача совсем не простая.

Лишь в конце 30-х годов М. М. Зощенко в очередной раз прервал свою работу для взрослых читателей, чтобы обратиться к детской аудитории. В считанные дни было написано несколько остроумных и смешных рассказов для детей: среди них такие замечательные, как «Золотые слова», «Показательный ребёнок» и «Гроза».

Самуил Маршак хотел, чтобы для детей писали самые лучшие авторы, поэтому он не замедлил отметить «творческий прорыв» Зощенко: «Детским писателем М. Зощенко стал недавно, но уже успел внести в литературу для детей нечто своеобразное и новое».

Да и сам автор почувствовал: разговор с детьми получается!

Своё детство Михаил Зощенко описал в рассказах для детей – «Лёля и Минька», где Минька это он, а Лёля – его старшая сестра. В этих рассказах юмор сочетается с серьёзностью, их интересно читать и взрослым, и детям.

Зощенко не прячет в своих рассказах мораль; наоборот, писатель со всей откровенностью говорит о ней в  тексте и даже в названии.

Один из показательных примеров - рассказ «Не надо врать». Главная мысль этого короткого, но такого ёмкого произведения проста: правда всегда выйдет наружу, как бы не пытался кто-то её скрыть. Этот и другие рассказы писателя нельзя причислить к излишне назидательным и дидактичным. Их спасает победительный, всегда неожиданный юмор и, вместе с тем - какая-то особенная, присущая автору серьёзность.

Маленький герой рассказа «Не надо врать» приходит к непростому, но единственно правильному решению: «Я дал себе слово говорить всегда правду. И я действительно... так всегда и делаю. Ах, это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно».

Создавая  юмористические рассказы для детей, Зощенко стремился  научить мальчиков и девочек быть храбрыми, сильными, добрыми. О своём маленьком читателе он думал всегда с уважением, говоря: «...это умный и тонкий читатель, с большим чувством юмора».

В 1930-х годах в составе группы писателей он совершил поездку по Беломорканалу, организованную в пропагандистских целях. Поездка была рассчитана на то, что писатели «в красках» запечатлеют перевоспитание «врагов народа» в «правильных» советских граждан.

Поездка произвела на Зощенко гнетущее впечатление; своими глазами он увидел ужасы, творящиеся в лагерях, испытав при этом настоящий шок.

По следам этих событий написана «История одной жизни»: в ней автор поделился с читателями своими мрачными воспоминаниями.

Попыткой избавиться от угнетенного состояния стало своеобразное психологическое исследование – повесть «Возвращенная молодость». Эта книга вызвала заинтересованную реакцию в медицинской научной среде, обсуждалась на академических собраниях, рецензировалась в научных изданиях.

В продолжение этой повести был задуман сборник рассказов «Голубая книга». Рассказы о современности перемешались в нём с повествованиями, действие которых происходит в прошлом.

Книга вызвала разгромные отзывы и не была принята широкой публикой. Зощенко фактически было запрещено печатать свои произведения, за исключением рассказов для детей, которые он писал для журналов «Чиж» и «Ёж».  

Летом 1941 года Михаил Зощенко записался добровольцем в Красную армию, однако получил отказ из-за болезни сердца. Писатель был эвакуирован в Алма-Ату, где прожил до 1943 года, работая в сценарном отделе «Мосфильма».

В 1943 году Михаил Михайлович переехал в Москву, стал работать в журнале «Крокодил». В том же году журнал «Звезда» начал печатать главы повести «Перед восходом солнца», которую Зощенко считал главной в своей жизни. Эта автобиографическая повесть - исповедальный рассказ о том, как главный герой пытается победить собственную меланхолию и страх жизни.

Зощенко считал этот страх своей душевной болезнью, а вовсе не особенностью таланта; писатель отчаянно пытался побороть этот страх, внушить самому себе по-детски  жизнерадостное мировосприятие. Своим творчеством Зощенко стремился помочь и другим избавиться от гнетущих душевных переживаний.

Тем временем, бушевала война.  Писатель вступил в группу противопожарной обороны и вместе с сыном дежурил на крышах домов, оберегая их от зажигательных снарядов. Зощенко занялся антифашистской пропагандой – писал сатирические фельетоны, которые с успехом транслировались на радио и печатались в газетах.

Триумф был недолгим: новая повесть Михаила Зощенко  «Перед восходом солнца» привела в ярость самого И.В. Сталина, назвавшего это произведение «омерзительной вещью». Печать книги была запрещена, а на Михаила Зощенко обрушился шквал критической брани. Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года привело к запрету на издание произведений Зощенко и жестокую травлю писателя.

Михаил Зощенко оставался в чёрном списке вплоть до 1953 года: его произведения запретили к печати, а сам он был заклеймён как «пошляк», «хулиган» и «подонок русской литературы». Писатель оказался на грани нищеты; будучи как писатель под запретом, Михаил Зощенко начал заниматься переводческой деятельностью, чтобы заработать хоть какие-то деньги на жизнь.

Только после смерти И.В. Сталина в 1953 году, по предложению Александра Твардовского и Константина Симонова, Зощенко вновь приняли в Союз писателей. Его книги стали издаваться большими тиражами, однако период относительного благополучия оказался недолгим.

Очередной виток травли пришёлся на 1954 год. После встречи Михаила Михайловича Зощенко и Анны Андреевны Ахматовой  с английскими студентами, которые приехали в страну, в прессе появились обвинительные статьи, а писателя вызвали на литературное собрание с представителями московской интеллигенции.

На нём Зощенко выступил с речью:

«Я могу сказать – моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. У меня нет выхода. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен, как последний сукин сын... У меня нет ничего в дальнейшем. Ничего. Я не собираюсь ничего просить. Не надо мне вашего снисхождения. Я больше чем устал. Я приму любую иную судьбу, чем ту, которую имею».

(Из стенограммы выступления Михаила Зощенко: по книге Б. Сарнова и Е. Чуковской «Случай Зощенко»)

Это выступление перечеркнуло дальнейшую писательскую карьеру М. М. Зощенко – больше его не публиковали.

В начале 1958 года Зощенко постиг тяжёлый недуг.

В последние годы жизни он жил в бедности и страдал от болезни сердца. Правительство назначило ему положенную пенсию не в 1955 году, в возрасте 60 лет, а за несколько дней до смерти в июле 1958 года.

Михаил Михайлович Зощенко умер 22 июля 1958 году в возрасте 63 лет. Официальной причиной смерти была названа сердечная недостаточность.

Неожиданный и горький подтекст звучит в отзыве Осипа Эмильевича Мандельштама о творчестве своего собрата по перу: «У нас есть библия труда, но мы её не ценим. Это рассказы Зощенко. Единственного человека, который показал нам трудящегося, мы втоптали в грязь. А я требую памятников для Зощенко по всем городам и местечкам Советского Союза или по крайней мере, как для дедушки Крылова в Летнем Саду».