Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

"Жизненные истории от Виктории": литературно-биографический обзор

МКУК "ЦМБ" Кировская центральная библиотека

"Жизненные истории от Виктории"

Литературно-биографический обзор

20 ноября 2022 года отмечает 85-летний юбилей Виктория Токарева - писательница, с чьим именем живут многие поколения настоящих читателей. Тех, кто ценит мягкий обаятельный юмор и добротный слог, плавное развитие сюжета и характеров, кто видит в произведениях В. Токаревой свою жизнь и жизнь своих близких. Она не читает нравоучений, она подталкивает задумываться о своей жизни, нести ответственность за свои поступки с юности.

Виктория Токарева родилась в Ленинграде в 1937 году. Отец – Самуил Зильберштейн – коренной житель Северной столицы, был призван в ополчение. Впоследствии тяжело болел и умер в возрасте 36 лет. О нем у Токаревой осталось не так много воспоминаний.

Родители Виктории

Мать пережила блокаду в эвакуации в Свердловске, одна воспитывала двух дочерей, работала вышивальщицей на фабрике. Образ матери часто встречается в книгах Токаревой. В частности, в повести «Террор любовью» ему отдана главная роль. Это произведение является во многом автобиографичным и повествует о безграничной любви матери к своим дочерям; прообразом главной героини является  мама самой Виктории Токаревой.

Любовь к литературе проявилась в 13 лет, когда мать читала ей рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда». Тем не менее, увлечение литературой не сразу перешло в желание стать писательницей: Токарева хотела стать врачом. Но пришлось получать музыкальное образование сначала в училище, затем в консерватории.

После замужества Виктория Токарева переехала в Москву. Понимая, что никогда не станет музыкантом, она стала работать преподавателем музыки в школе.

По счастливой случайности, на одном из обычных школьных вечеров Токарева познакомилась с известным детским поэтом Сергеем Михалковым и благодаря его протекции в 1963 году поступила во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК). Именно здесь она открыла в себе талант писателя. На второй год обучения в институте Токарева опубликовала свой первый короткий рассказ «День без вранья». Этот рассказ был замечен: автору предложили сделать сценарий для фильма, и в 1968 году на экраны вышел фильм «Урок литературы».

Произведения молодой писательницы появлялись в ведущих литературных журналах «Юность» и «Новый мир».

В 1969 году была опубликована ее первая книга «О том, чего не было», объединившая как ранее печатавшиеся, так и новые  повести и рассказы.

 «У Виктории Токаревой нет плохих рассказов, - писал Юрий Нагибин после выхода в свет ее первой книги «О том, чего не было». - У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие».

Успешно окончив ВГИК, Виктория Токарева получила заветный диплом сценариста. С этого времени началось постоянное творчество Токаревой. В 1971 году её приняли в Союз Писателей СССР.

В 1970-1980-е годы Виктория Токарева печаталась редко: очередной сборник ее произведений выходил раз в 5 лет.

Читатели ждали рассказов талантливой писательницы. Каждая ее строчка обладает внутренней притягательностью: нет фраз лишних, бессмысленных. От лица женщины, мягко и с юмором она говорила о самых серьезных проблемах своего поколения. В ее рассказах и повестях находилось место всему: любви, дружбе, боли, грусти, нежности, одиночеству и еще очень многому, без чего невозможна жизнь каждого человека.

Почти все произведения Виктории Токаревой сразу же становились бестселлерами. Это были «Хэппи энд» (1995), «Вместо меня» (1995), «Лошади с крыльями» (1996), «Стрелец» и другие сборники. Наиболее очевидным читательское признание проявилось в «издательском буме Токаревой» в 1990-е годы, когда писательница вошла в число 10 самых издаваемых в России авторов.

Проза «русской Франсуазы Саган», как иногда называют Токареву, словно заряжена энергией любви. «Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется» – такова философия ее творчества. Талант, оптимизм, юмор и доброта – вот основные составляющие творчества Виктории Токаревой.

Виктория Токарева признана и любима не только как автор живых, ярких, пронизанных тонким психологизмом и иронией рассказов, но и как сценарист. По ее сценариям снято более 20 кино - и телефильмов, многие из которых вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа. Токарева начала работать с различными советскими кинорежиссёрами с конца 1960 года. Многие из сценариев — адаптации её рассказов или книг, среди них — «Сто грамм для храбрости» «Перед экзаменом», «Талисман»,

 «Джентльмены удачи» и «Мимино» (совместно с Г. Данелией) и «Шла собака по роялю» -  были чрезвычайно успешными, в особенности «Мимино», который получил Государственную премию 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году. «Джентльмены удачи» и «Мимино» стали настоящими блокбастерами, и даже сейчас, по прошествии многих лет, они не устарели, как не стареют юмор и доброта.

Со съемочной группой фильма "Мимино"

Своим любимым современным российским писателем Токарева считает Сергея Довлатова. Ей нравятся Захар Прилепин, Татьяна Толстая, она любит иронию Фазиля Искандера.

Дочь Виктории Самойловны Токаревой, Наталья Токарева, окончила сценарный факультет ВГИКа. По её сценариям была отснята «Каменская». Гордости за свою дочь Виктория Токарева абсолютно не скрывает. По её словам, Наталья - умница и красавица, самодостаточная личность.

Токарева  всегда пишет очень хорошей ручкой на очень хорошей бумаге. Для неё компьютер - это техника, а всякая техника есть прослойка между человеком и Богом. А её, по мнению писательницы, быть не должно.

Она любит слушать Чайковского, Шопена и Рахманинова. А на вопрос «Вам чего-то не хватает в жизни?» отвечает: «Мне хватает всего, но есть лишнее — это возраст и вес. Когда человек здоров, то жизнь сама по себе тоже приносит удовольствие».

…Карантин, одиночество на даче. Но Токаревой никогда не бывает одиноко рядом со своими мыслями: она пишет. Случайно ли в сборнике рассказов рядом оказались Чехов и Лимонов, их литературный гений и их женщины, с которыми не очень везло?

Другие мысли навеяны книгами и … телевидением. Токарева в своём «третьем возрасте» телевизор любит: каналы «Культура», «Живая природа». Верные волки, умные слоны, независимый Карен Шахназаров и ловкий Владимир Соловьев - четкие, выхваченные из настоящего эпизоды в обрамлении ее собственного восприятия. Мы смотрим популярные ток-шоу ее глазами: громкие дела о сказочных наследствах и бытовые, в общем-то, истории. Токарева сочувствует совсем не тем персонажам, за которых «держат кулачок» остальные зрители. Почему, интересно? Отношения ко всем и ко всему глубоко личное, ни перед кем не скрываемое.

С ней можно соглашаться, а можно и негодовать, отстаивая свою (единственно правильную, естественно) позицию. Но взгляд писательницы на очевидные вещи и впрямь интересен. Она - Токарева.

  • В Кировскую центральную библиотеку поступила новая книга В.Токаревой «Ничем не интересуюсь, но все знаю» - необычное название, памятное: так говорила подруга Токаревой Нонна Мордюкова, когда ее спрашивали о том, интересуется ли она судьбой и событиями жизни своего бывшего мужа – актера Вячеслава Тихонова.

📖 Мысли Виктории Токаревой из ее новой книги:

  • Талантливые люди старыми не бывают. Они не замечают своего возраста, потому что их душа движется по своим дорогам.
  • Чтение – это пассивное творчество.
  • Сплетни интересны всем, поскольку заменяют людям творчество. Сплетни – это анализ, а анализ – составная драматургии.
  • Замечено: если человек раздает себя направо и налево, то самым близким, то есть семье, – ничего не остается. А если человек – куркуль, все в дом, все в дом, то другим от него ни холодно, ни жарко. Вернее, холодно. Никакого тепла. Таков закон жизни. Запасы доброты ограниченны, как и запасы нефти.
  • Необходимо проветривать помещение своей души.

Источники:

Парчинская, Д. Виктория Токарева: «Я – человек действия…»/Дарья Парчинская//Смена.-2020.-№11.- с. 58-64.

http://vokrugknig.blogspot.com/2012/11/blog-post_8576.html#more

http://vokrugknig.blogspot.com/2016/01/blog-post_18.html

http://vokrugknig.blogspot.com/2017/11/blog-post_20.html