Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

"Самый русский" писатель": иллюстрированный интернет-обзор к 190-летию со дня рождения Николая Семеновича Лескова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

МГИНСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ БИБЛИОТЕКА

 

«Самый русский» писатель

Иллюстрированный интернет-обзор

к 190-летию со дня рождения Николая Семеновича Лескова

16 февраля 1831 года родился выдающийся русский писатель Николай Семенович Лесков.

Н.С. Лесков в своих произведениях широко и многогранно отражал жизнь России второй половины XIX века. Талант писателя, его мастерство рассказчика, богатство языка делают произведения Лескова яркими и правдивыми.

Созданные писателем образы актуальны и сегодня, поскольку отражают истинно русскую душу.

Сам Лесков писал: «Говорят, что читать меня весело. Это оттого, что все мы: и мои герои, и я сам - имеем свой собственный голос».

Лесков с молодых лет начал службу чиновником в различных ведомствах и в связи с этим много времени проводил в поездках. В его произведениях запечатлена почти вся средняя полоса России, Украина, остров Валаам, башкирские степи и др.

Писатель любил старину, собирал редкие издания и старинные рукописи, отличался глубокими познаниями в области русской истории, искусства, богословия, этнографии, фольклора.

Писательская биография Лескова начинается с 1863 года, когда он опубликовал первые повести: «Житие одной бабы», «Овцебык», и начал публикацию антинигилистического романа «Некуда» под псевдонимом М. Стебницкий.

В начале своей литературной карьеры Н.С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках», в «Русской речи» и «Северной пчеле». Кроме псевдонима М. Стебницкий, который писатель использовал до 1869 года, известны и другие: В. Пересветов, Псаломщик, Кто-то Проезжий, Николай Понукалов, Николай Горохов и другие.

Лев Толстой окрестил Лескова «самым русским». Уникальный писательский стиль, внимание к языковым тонкостям и бытовым мелочам делают произведения Лескова важными не только с литературной, но и с исторической точки зрения. Но, к сожалению, Николай Лесков также известен как самый непрочитанный автор русской литературы. Популярность к Николаю Лескову пришла лишь спустя годы после его смерти.

За несколько лет до своей смерти Николай Семенович Лесков в издательстве Алексея Суворина напечатал «Полное собрание сочинений» в 12 томах. Книги пользовались огромной популярностью, принесли Лескову хорошую прибыль и, что важно - долгожданное признание. К сожалению, этот триумф стал единственным при жизни писателя.

Слава к Николаю Лескову пришла лишь в ХХ веке, когда его произведения не просто стали одними из самых читаемых, но и послужили основой для создания других произведений искусства.

Фонд Мгинской объединенной библиотеки представлен самыми разными произведениями писателя. О некоторых из них расскажем сегодня.

 

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881) - наиболее известное произведение.

А главный герой его – тульский мастер Левша – один из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников». История, написанная в стиле народной легенды, повествует о тульском оружейнике Левше, вместе с товарищами обошедшем английских специалистов в мастерстве.

Простой русский парень подковал английскую блоху, чем заслужил благосклонность государя и, говоря современным языком, бонус в виде поездки в Англию.

Лесков Н.С. Левша. – М., Детская литература, 1982


Со временем не меньшую известность приобрела повесть Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», написанная в 1865 году.

В описании истории любви и преступлений, в изображении характеров персонажей писатель достиг удивительной художественной выразительности. Охваченная страстью к приказчику, Катерина Измайлова борется за свое счастье способами жестокими и бесчеловечными.

В последних сценах, рисующих героиню Лескова на каторге - когда горе ее так глубоко, страдания поруганной любви и ревности так безграничны, голос рассказчика уже не бесстрастен, повествование достигает необыкновенной трагической силы.

Мы сострадаем Катерине Львовне, жалеем ее, понимая, что несчастная «Леди Макбет Мценского уезда» не только преступница, но и жертва страшного домостроевского уклада.

По мотивам этой повести Дмитрий Шостакович написал оперу, а Родион Щедрин создал одноимённую музыкальную драму в девяти частях для смешанного хора а капелла. По мотивам этой же повести в 1962 году польский режиссер Анджей Вайда снял фильм «Сибирская леди Макбет».

Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда. – М., ЭКСМО, 2006


Одна из ведущих тем творчества Лескова - утверждение духовной красоты, талантливости русского человека. Лесков говорил, что он всегда любил «живого человека, с его привязанностями, с его нервами, с его любовью к высшей правде». Писатель искал и находил хороших людей, «праведников», в которых видел истинное богатство России.

Образ священника Савелия Туберозова из романа-хроники «Соборяне» (1872) положил начало целой серии произведений Лескова о русских «праведниках».

Это повести и рассказы «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», «Скоморох Памфалон», «Однодум», «Пугало», «Фигура», «Интересные мужчины», «Человек на часах», «Кадетский монастырь» и др., многие из которых представлены в трехтомном собрании сочинений писателя, вышедшего в 1988 году.

Лесков Н.С. Сочинения. В 3-х томах. Повести и рассказы. – М., Худож.лит., 1988.