Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

«Становится историей война…»: виртуальное путешествие по страницам журнала «Родина»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

КИРОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ  БИБЛИОТЕКА

«Становится историей война…»

Виртуальное путешествие по страницам журнала «Родина»

Исторический научно-популярный журнал «Родина» сочетает профессиональную аналитику с публицистикой. Об исторических событиях издание рассказывает через судьбы людей,  знаменитых и не известных широкому кругу читателей. Майский номер журнала за 2020 год полностью посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Предлагаем вам обзор наиболее интересных публикаций этого выпуска.

Емельянов, С. Сережки с Малой Бронной и  Витьки с Моховой/Сергей Емельянов//Родина.-2020.-№5.-с.8-12.

Есть поэтический памятник московским ребятам, погибшим на войне – это песня «Москвичи». Вернее, все называют ее по самой знаменитой цитате – «Сережка с Малой Бронной».

Автор текста Евгений Винокуров как-то признался, что писал слова к будущей композиции под впечатлением от поступка своего школьного товарища Саши Волкова, отправившегося на фронт в 17-летнем возрасте. При этом сам Винокуров также ушел добровольцем в семнадцать...

Композитор Андрей Эшпай вспоминал: «Стихи меня потрясли.  Они были как будто из моей биографии. Я уходил на фронт с Большой Бронной, которая расположена рядом с Малой... До меня на войну отправился брат Валя, погибший летом сорок первого. Мама до последних дней ждала его возвращения ... Спать ложилась всегда очень поздно. Фраза о свете воспаленной лампы у Винокурова очень точная. В этих словах я видел свою мать, ждущую и раз за разом перечитывающую письма с фронта от меня и брата…».

Их было пятеро – Сережек с Малой Бронной и один – Витька с Моховой. Шофер, радист, воздушный стрелок, просто стрелок, рядовой штрафроты и – пулеметчик.

Дожил до Победы, дожил до Победы, убит в воздушном бою, умер от ран в госпитале, убит и – убит. Наверняка их было больше.  С Моховой  по данным ОБД «Мемориал» на войну ушли 25 человек – и только один из них Виктор. Вдвое больше – 49 призывников ушли на фронт с Малой Бронной.

Но на поисковых сайтах Великой Отечественной войны  и в архивах столичных военкоматов «Родине» удалось найти только шестерых. Вот об этих шестерых и рассказывает автор статьи Сергей Емельянов.

Баранец,  В. Там, где маршал был лейтенантом/Виктор Баранец//Родина.-2020.-№5.- с. 28-29.

Автору статьи много раз доводилось беседовать с недавно ушедшим из жизни маршалом Дмитрием Тимофеевичем Язовым  - в его квартире и в кабинетах Минобороны, в редакции «Комсомолки» и на ветеранских «мальчишниках». Конечно, он много вспоминал о войне. Отрывки из этих  блокнотных и диктофонных записей приводит В. Баранец. Вот один эпизод из фронтовой биографии маршала:

«Первый бой. У станции Погостье, под Ленинградом, я наступал со своим взводом. Ранило на третий день наступления. Снаряд упал в болото, потом мощный взрыв, выхлоп, меня подняло взрывной волной. Почувствовал, что в ногу ранило. Шрам до сих пор ношу… Лечился месяца три. Вернулся в полк, пришел в штаб. А начальник штаба: «О, Язов, хорошо, что приехал!» И со вздохом: «Костя погиб Соловьев!» Мы с лейтенантом Соловьевым были одного выпуска. Начштаба сказал: «Принимай соловьевскую роту!». Я пошел, принял. В роте было 13 человек, а по штату положено 100…».

Смирнов, А. Семь потов войны/А. Смирнов//Родина.-2020.-№5.-с.52-56.

«Война – совсем не фейерверк,

А просто  - трудная работа».

Эти строки фронтовика Михаила Кульчицкого давно стали крылатыми. Но представляем ли мы себе сказанное в них наглядно? То, что воевать в Великую Отечественную войну было не просто трудно, а неимоверно тяжело физически? Вот один из примеров – совершает марш пехота. Это значит, что пулеметы Максима  тащат, разобрав на тело, станок и 8-килограммовый щит, на себе. Станок «хорошо ложится на оба плеча», но хорошо лишь на «час-полтора»: вес – 35 килограммов. Тело пулемета (благодаря уступу между коробом и кожухом) «хорошо входило в плечо», на которое взваливал его другой номер расчета, но все равно было «труднопереносимым» - 20, 2 килограмма. А если в кожух залита вода для охлаждения ствола, то и 24,2; «самое трудное – тащить тело пулемета».

Необычайного трудно было осуществить и другие военные действия: бить беглым огнем из гаубицы, оборудовать огневую позицию, осуществить бой в танке… Все это требовало огромной физической выносливости, сноровки. «После длительного марша «мехвод» Т-34 «весь вымотанный был»: переключение  передач требовало таких усилий, что наваливаться на рычаг приходилось, бываловдвоем со стрелком-радистом. А «танковый марш весь состоял из таких упражнений».

 Немцам в этом отношении было, как правило, легче. Они, как правило, лучше питались, были сильнее физически, выше ростом, больше весом…

«Немец был силен и ловок;

Ладно скроен, крепко сшит»,

- написал Александр Твардовский отнюдь не для красного словца.

18-летний минометчик Владимир Логачев в 1944 –м таскал 19-килограммовый ствол 82-мм миномета при собственном весе 51 кг. И таких примеров автор статьи приводит множество. Воевать Красной армии было физически тяжелее, чем вермахту. Но это она, а не сытый «накачанный» вермахт дошел до Победы, мобилизовав терпение и моральную готовность к лишениям, во все времена отличавшие русского солдата.

Миркин, Я. Экономическое чудо 1942-1945 годов: цена и ценности/Яков Миркин//Родина.-2020.-№5.-с.60-65.

 Мы - выжившие, дети выживших. Когда-то считалось (Менделеев), что в России в 2000 году будут жить около 600 миллионов человек, в нынешних границах - больше 310 миллионов. Где они? Их нет. Только в Великую Отечественную погибли не меньше 26 миллионов человек. А сколько не рожденных! В лучших мужских возрастах, от 20 до 44 лет, пропал каждый третий. Никогда ни в одной стране мира не было таких человеческих утрат.

Особое внимание в статье уделяется труженикам тыла. В 1941-1942 годах на западе, под немцами, были потеряны около 70% чугуна, 60 % стали, 60% алюминия, более 40% протяженности железных дорог, почти 50% посевной земли и, самое страшное, около 40% населения. Как  из этих потерь могло вырасти экономическое чудо, чтобы превзойти противника в вооружениях, в их производстве, во всем, что выше, дальше, смертоноснее?

Это мог сделать только народ, решивший быть за пределами своих сил. Этого не добиться устрашением. Это нельзя сделать изматывающей пропагандой. Только народ сам, своим сознанием и нравственным чувством, может принять на себя такой крест. Не рабское поклонение, не за кусок хлеба – общее напряжение сил, когда по-другому нельзя.  О людях, которые работали в тылу, и о тех, кто день и ночь управлял военной экономикой  - сегодняшний рассказ.

Чагадаева, О. «Песня и гармонь должны звучать повсюду!»/Ольга Чагадаева//Родина.-2020.-№5.- с. 69-72.

Только взял боец трехрядку,

Сразу видно – гармонист.

Для началу,  для порядку

Кинул пальцы сверху вниз…

В 1944 году под давлением читателей-фронтовиков, расстроенных тем, что о неунывающем солдате Василии Теркине давно не слышно, Александр Твардовский взялся за перо. Писатель не случайно сделал любимого народного героя гармонистом. Военный корреспондент Твардовский не понаслышке знал, что значит для фронтовика гармоника.

В каждой стрелковой роте, артиллерийской батарее, в каждом авиаполку, экипаже танкистов и самоходчиков, моряков и подводников был свой «Теркин»-гармонист. В минуты затишья «на той гармонике  драной, что случится где-нибудь» он  развлекал однополчан и залихватскими частушками, и лирическими песнями о родной стороне.

Об истории появления гармоники в мире и  распространении ее в России, когда  она за пару десятилетий буквально вытеснила старинные народные инструменты; а особенно о той роли, которую она играла на фронте – рассказывает О. Чагадаева.

Сидорин, В. Книжный фронт Ленинграда/Валентин Сидорин//Родина.- 2020.-№5.-с.114-117.

Ленинградская государственная  публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина ни на один день не закрывалась в течение всей Великой Отечественной войны. О героическом драматизме тех дней рассказывают документы, хранящиеся в архиве Публички. Многие из них ни разу не публиковались. Автор статьи предлагает читателям познакомиться с некоторыми из них.

Интересны выдержки из отчета о проделанной работе в 1942 году: « За 1942 год в читальном зале было обслужено 1449 новых читателей.

За 8 месяцев посещаемость составила 9588 человек, больше всего в декабре – 1398 человек (это был самый холодный месяц первого года блокады, люди приходили читать и греться). Из основного фонда  и подразделений библиотеки было выдано 36402 тома».

Что же читали ленинградцы, приходя в библиотеку из голодных очередей за хлебом?  Сильно возрос интерес к периодической печати – иностранным газетам и журналам, особенно иллюстрированным изданиям. Усилился спрос на пособия для изучения английского языка. А еще не переводились читатели в нотном отделе…

 А  еще библиотекари спасали книги из разбитых домов. Переносили книги на собственных плечах, совершая походы пешком, иногда используя для их перевозки детские коляски… Библиотека работала. Но правильнее сказать – защищала сокровища Родины.

Автор статьи рассказывает о героических подвижниках Публички: А. П. Вольпере, занимавшимся эвакуацией сокровищ библиотеки; Е. Ф. Егоренковой, на которую со 2 октября 1941 года были возложены обязанности директора, в те годы ей было 34 года. Ее оставили «на хозяйстве», но она не просто сохранила Публичку, а приумножила ее богатство и славу.

Локалов, А. Ирана Казакова: «Мы написали первую советскую молитву»/ Артем Локалов//Родина.-2020.-№5.-с. 88- 90.

9 мая 1965 года  в Советском Союзе была впервые объявлена минута молчания. Тогда в студии телевидения  соорудили фрагмент Кремлевской стены. Рядом установили гипсовую чашу, к которой подвели газовую горелку. Зажгли огонь. Включили камеру. На экране колышется пламя, цепляясь языками за пустоту. За кадром музыка Роберта Шумана. Стук метронома. Вступительное слово Юрия Левитана.  И голос диктора Веры Енютиной : «Товарищи! Мы обращаемся к сердцу вашему. К памяти вашей. Нет семьи, которую бы не опалило военное горе…

Над словами, пронзившими с экрана миллионы сердец, работала Ирана Казакова.

Участвовала в создании программы «Время», комментировала в 1961 голу встречу Гагарина в Москве. О том, как создавалась «Минута молчания» и рассказывает И. Казакова.

С 2014 года у «Минуты молчания» новый видеоряд – фотографии советских воинов. И новый текст – «Реквием» Роберта Рождественского: «Просто был выбор у каждого – я или Родина…».

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины!