Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

«Русское сердце живет в балалайке!»: виртуальная беседа-обзор

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

КИРОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ  БИБЛИОТЕКА

 

Легенды Родины 

  «Русское сердце живет в балалайке!»

Виртуальная беседа-обзор

 

Былины, сказания, сказы и  были,

Предания дедов, заветы отцов.

Вы вписаны твердо в историю Родины,

И мы сохраним их для наших сынов.

                              В. Петрова

 

В рубрике «Легенды Родины» Кировская центральная библиотека будет знакомить с народными традициями, русскими промыслами,  историями вещей, без которых трудно представить культуру нашей Родины.

БАЛАЛАЙКА

Представление о том, что балалайка услаждала русский слух с незапамятных времен, весьма ошибочно.

Первое упоминание о ней  относится лишь ко второй половине XVII века, а широкое распространение она получила уже в XVIII столетии.

Много старше домра - трехструнный щипковый инструмент с корпусом полусферической формы. 

Ее трагическая судьба и предопределила рождение балалайки…

В 1648 году царь Алексей Михайлович затеял нешуточную борьбу со скоморохами – профессиональными музыкантами, высказывавшими, как казалось монарху, недостаточно почтения в отношении духовенства и власти. Орудием лицедеев помимо острого языка были домры. Не только за игру на домре, но даже за ее хранение любитель музыки рисковал быть битым…Поэтому крайне популярный инструмент практически исчез из русской повседневности.

Но музыкальная русская натура с ее удалым разгульем и сердечной тоской требовала аккомпанемента. И народные умельцы научились мастерить свой инструмент – простейший аналог исчезнувшей скоморошьей домры.

В силу легкости изготовления и дешевизны балалайка быстро распространилась по городам и весям. Купить ее можно было в любой лавке за 20-35 копеек. В XVIII веке уже было нелегко найти в России дом, где бы на этом инструменте молодой работник не наигрывал служанкам  нехитрые мелодии.

Созданная для праздничного времяпрепровождения (не случайно слово «балалайка» имеет один корень с «балаболить», «балакать», «балагурить») и получившая широкое распространение в социальных низах, она стала ассоциироваться с чем-то примитивным, мужицким, безвкусным. Но по мере пробуждения интереса к национальной культуре на рубеже XIX –XX веков балалайка, что называется, выбилась из грязи в князья.

Балалайку, какой мы ее знаем, создал в 1886 году энтузиаст Василий Васильевич Андреев. Выходец из семьи купца первой гильдии, музыкант-самоучка увидел в Италии, как на простой мандолине играют на улице и на светских вечеринках.

Просьба изготовить «плебейский» инструмент по авторским эскизам да из горного клена ввергла в шок скрипичных дел мастера,  которому обратился Андреев. Мастера удалось уговорить на условии строжайшей анонимности. А потом Андреев, давая концерт за концертом в столице, познакомил с преображенной балалайкой императорскую семью – и имел колоссальный успех. Балалайка стремительно вошла в моду. Андреев основал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», после чего таковые «завелись по всей России».

В царствование Николая II балалайка стала едва ли не главным  светским развлечением. По его настоянию в каждой воинской части появились оркестры балалаечников. Под их чудную игру не гнушались вальсировать и во дворцах. А фонтанировавший идеями Андреев создал оркестр из великорусских инструментов – «балалайки и вновь введенные домры, гусли».

Великорусский оркестр произвел фурор и на долгие годы стал визитной карточкой русского искусства. С ним балалайка начала свое триумфальное шествие по миру. Во время первого турне ее признали новым элементом мировой культуры. И слово balalaika  появилось во всех словарях мира. Американская пресса восторгалась: «Андреев со своими балалайками сделал для России больше, чем русская дипломатия».

В 1913 году балалайка в высочайшем присутствии отметила свое 25-летие в Мариинском театре. В тот вечер Федор Шаляпин сказал Андрееву: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой мир». Но чего это стоило самому Василию Васильевичу!

Все свое наследство, доставшееся после смерти отца – 15 тысяч рублей серебром и несколько тысяч десятин пашни и леса, сдаваемых арендаторам,  Андреев употребил на то, чтобы содержать коллектив. И уже к концу 1890-х годов совершенно промотался. Он годами добивался правительственных субсидий для своего детища. И добился. В марте 1914 года Великорусский оркестр получил статус Императорского и финансирование из Собственной Его Величества канцелярии в размере 25 000 рублей. После революции оркестру, ставшему «Первым народным великорусским», вновь пришлось затянуть пояса…

Концертная балалайка звучала на митингах и на фронтах Гражданской войны. Во время гастролей по Северному фронту «отец балалайки» неутомимый Андреев заболел и умер 24 декабря 1918 года.

Новая власть ведущую роль в просвещении масс и «изживании похабщины и мещанства» признала за гармонью. «Мы должны все-таки подчеркнуть…домра, балалайка в отдельности недостаточно голосисты, они не могут быть тем центром веселья на посиделках, в хороводе, на собрании, каким может быть даже одна гармошка» - говорил нарком просвещения А. Луначарский.

В 1926 году под лозунгом «Гармонь – на службу комсомолу» балалайка была окончательно вытеснена с улицы. А вот число ее поклонников среди профессиональных музыкантов неуклонно росло: уже к 1929 году в стране насчитывалось около 2000 оркестров народных инструментов, а в 1950-м их число перевалило за 12 тысяч. Мог ли мечтать о таком Василий Андреев?

Под пение балалайки на пяти континентах срывали аплодисменты артисты балета Игоря Моисеева и ансамбля «Березка», покоряла сердца великая Людмила Зыкина.

В 1977 году она создала Ансамбль народных инструментов «Россия», с которым выступала до последнего вздоха. Ансамбль и по сей день – один из самых ярких коллективов.

 

 

 

 

 

 

Его нынешний руководитель Дмитрий Дмитриенко убежден: балалайке суждена долгая жизнь, ведь она – продолжение русской души.

Для подготовки материала использовалась статья  О. Чагадаевой "Балалайка вышла в «открытый космос"/Родина.- 2020.-№2.-с. 90-93.