Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

«Жестокая правда войны»: виртуальный обзор "лейтенентской" прозы

Муниципальное казенное учреждение культуры

«Центральная межпоселенческая библиотека»

Кировская центральная библиотека

Жестокая правда войны

виртуальный обзор  по страницам  «лейтенантской» прозы

 

В дни празднования 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Кировская центральная библиотека предлагает вниманию читателей обзор «лейтенантской» прозы.

В 1940—1950-е годы в советской литературе сложилась традиция героизации Великой Отечественной войны.

В 1946 году в журнале «Знамя» была опубликована повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», которая рисовала войну совсем с другой стороны. Перед читателем предстают военные будни, быт простых солдат, их негромкий героизм, их суждения о войне, об отступлении и победе. Повесть о безымянных защитниках Сталинграда, которые, забыв о себе, не думая и не жалея себя, отстаивали каждый сантиметр родной земли.

Повествование ведётся от первого лица, это своего рода дневник участника войны. Повесть получила живой отклик читателей, однако вскоре из-за ужесточения государственной политики повесть была запрещена. Именно эта повесть и стояла у истоков «лейтенантской» прозы.


На рубеже 50-60-х годов XX в. образовалось целое художественное течение, которое стали называть “лейтенантской прозой”. В своих произведениях авторы опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт.

Эта проза без прикрас. Что выстрадали, о том и написали. О личном опыте участия в Великой Отечественной войне.

Любимый жанр авторов – повесть, часто написанная от первого лица. В своих произведениях писатели-фронтовики дают понять читателю, что исход войны решает герой. И героем может стать каждый.  «Лейтенантская» проза подвергалась сильной критике за то, что авторы изображали войну из окопа.

Начавшаяся «оттепель» дала возможность для публикации «окопной» правды.

Тогда были напечатаны произведения писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959); Григория Бакланова «Южнее главного удара» (1957), «Пядь земли» (1959), «Мертвые сраму не имут» (1961); Василя Быкова «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962); Константина Воробьёва «Крик» (1962), «Убиты под Москвой» (1963); Виктора Курочкина «На войне как на войне» (1965).


  • Юрий Васильевич Бондарев – писатель и сценарист, участник Великой Отечественной войны. По его произведениям поставлены фильмы «Горячий снег», «Батальоны просят огня, «Тишина» и другие.

Летом 1942 года после окончания школы и военного училища, Юрий Бондарев воевал под Сталинградом, затем участвовал в форсировании Днепра, освобождении Киева, Житомира, Каменец-Подольского, сражался в Польше. Он писал об увиденном и пережитом: «Война – это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки».

В  основу романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» положены реальные события на днепровском плацдарме, в которых принимал участие сам автор. В романе речь идёт о двух батальонах пехоты, которые переплавляются на противоположный, занятый немцами берег Днепра и завязывают бой, чтобы дать возможность главным силам форсировать реку и начать мощное наступление. Но наступления не будет.

Обстановка изменилась, и высшее командование приняло решение наносить главный удар в другом месте, и туда в срочном порядке перебрасывается дивизия полковника Иверзева, два батальона которой уже ведут бой в другой стороне Днепра. Не будет по этой причине и обещанной батальонам артиллерийской поддержки – артиллерия дивизии уходит вместе с ней.

 “И Орлов снял людей, увел их с криком и руганью, на которую, привыкнув, давно никто не обижался, увел их, надежный, злой, горячий, налитый жизнью до краев. Ермаков, оставшись на КП с одним станковым пулеметом и одним противотанковым ружьем, на мгновение вдруг ощутил странную пустоту, будто оголилась земля и, нагая, отказалась защищать”.

Обреченные на гибель батальоны не дождутся огня, и сколько бы они ни выпускали сигнальных ракет, они не дождутся помощи из родной дивизии.

В «лейтенантской»прозе война показана с самого близкого расстояния. Огромную роль в повествовании играет описание подробностей и деталей, часто нелицеприятных.

В книге  воспоминаний Юрия Бондарева «Горький пот войны» показаны суровый быт войны, героические поступки и трусость, страдания и боль – по словам одного из рецензентов, это «война в упор, на расстоянии винтовочного выстрела».

О своём поколении, опалённом войной, он говорит так: «Мы узнали, что такое фашизм во всей его человеконенавистнической наготе. За четыре года войны моё поколение познало многое, но наше внутреннее зрение воспринимало только две краски: солнечно-белую и масляно-чёрную. Радужные цвета спектра отсутствовали.

Мы стреляли по чёрным крестам танков и бронетранспортёров, по чёрной свастике…

Война была беспощадной и грубой школой, мы сидели не за партами в аудиториях, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулемётные гашетки. Мы ещё не обладали жизненным опытом и вследствие этого не знали простых вещей, в будничной жизни, - мы не знали, в какой руке держать вилку, и забывали обыденные нормы поведения, мы скрывали нежность и доброту…

Но наш духовный опыт был переполнен до предела, мы могли плакать не от горя, а от ненависти и могли по-детски радоваться весеннему косяку журавлей, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны. Помню, в предгорьях Карпат первые треугольники журавлей появились в небе, протянулись в белых, как прозрачный дым, весенних разводах облаков над нашими окопами – и мы зачарованно смотрели, угадывали их путь в Россию. Мы смотрели на них до тех пор, пока гитлеровцы из своих окопов не открыли автоматный огонь по этим косякам, трассирующие пули расстроили журавлиные цепочки, и мы в гневе открыли огонь по фашистским окопам».

  • Василь Владимирович Быков – писатель с мировым именем, известность которому принесли повести и рассказы о войне. Белорус Василь Быков на себе испытал её ужасы и тяготы, три года сражаясь на фронте в пехоте. Он участвовал в боях за Украину и Молдавию, освобождал от фашистов Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию и Австрию.

Воспоминания Василя Быкова отличаются предельной точностью в деталях, бескомпромиссностью в описании неприглядных сторон войны: он показывает её жестокую правду глазами простого пехотинца, который видит, как сражаются и гибнут его товарищи, зачастую расплачивающиеся ценой своей жизни за чужие ошибки.

Вот как Василь Быков описывает в книге воспоминаний «Жестокая правда войны» первый месяц начала войны: «Тысячные колонны 17-18-летних юнцов потянулись по пыльным дорогам на восток. Стояла невыносимая жара. В сёлах и городах, которые мы проходили, нас провожали женщины и девушки, выносили еду, угощали фруктами, махали платками. Некоторые плакали. А мы бодрились, шутили. На окраине города Глухова девушка с чёрной косой подбежала ко мне и поцеловала – то был первый в моей жизни волнующий девичий поцелуй. Ночевали обычно в гумнах, коровниках, опустевших уже школах. Чуть рассвет – подъём и снова в путь, жарким и пыльным шляхом, пока не появятся в небе немецкие коршуны.

Едим, что и где придётся. Мы в основном на подножном корме. К счастью, в то лето уродилось много яблок и овощей. Забегаем в придорожные лавки, в которых, однако, почти ничего нет. Всё расхватали до нас…

Из нас сформировали новую команду, обмундировали – правда, в б/у (т.е. бывшее в употреблении), а вместо оружия вручили лопаты. Было объявлено – с этого дня мы входим в состав армейского инженерного батальона. И во главе с новым начальством двинулись на север от Харькова копать траншеи. Через несколько дней нам выдали винтовки – по одной на десять человек, и мы почувствовали себя бойцами непобедимой Красной армии».

После окончания Саратовского пехотного училища лейтенанта  Быкова назначили командиром взвода пушек стрелкового полка. Писатель вспоминает эпизод боя, это было в наступлении на Балканы.  Немцы твёрдо намеревались вырваться из Кишинёвского  «котла»: «У моей пушки разбило прицел, да и всю её изрядно покалечило  танковым снарядом. Он попал под левое колесо, и от взрыва весь расчёт и меня завалило землёй. Я стоял вместе с заряжающим между станинами и на несколько секунд, видимо, потерял сознание. Пришёл в себя, вижу;  мои -  не поднимаются. Наводчика совсем засыпало.  А танк – вот он, в каких-нибудь пятнадцати метрах от позиции и направляет пушку в кого-то в нашем тылу, полагая, должно быть, что с нами всё кончено. А сорокапятка у нас заряжена, наводчик только не успел выстрелить. Я протянул руку и, лёжа, нажал на кнопку спуска. Смотрю, танк поворачивается – ну, думаю, сейчас развернётся и как врежет мне. Но нет –не врезал! За ним разматывается гусеница: мой снаряд, видно, перебил её».

На войне много было случаев – и трагических, и комичных. Василь Быков вспоминал об одном из таких, приключившихся с ним в Румынии, где он заболел малярией. Весной эта болезнь мучила его очень сильно, приступы повторялись регулярно.

«Однажды мы занимали позицию на прямой наводке. Стрелять не стреляли, но поскольку немцы находились сравнительно близко, были настороже. Вдруг меня затрясло. Стояла тёплая погода.  Но всё тело  пробирал озноб. Один из солдат навалил на меня трофейные ковры и немецкие шинели, чтоб хоть немного согрелся. Едва трясти стало меньше, я крепко уснул.  А проснувшись, удивился: почему так тихо вокруг? Высунул голову из-под ковров и шинелей – темно.  А где же пушка? На огневой её нет. Да и никого из наших. Но кто-то стоит (кто – не разберёшь) и смотрит не в сторону противника, а назад, к нам в тыл. Я пригляделся, прислушался…  Да это же немцы! Испугался, конечно…

Пока я дрожал, пушку комбат приказал оттянуть ниже, в деревню. Того солдата, который помогал мне согреться, послали за машиной, а другие не знали, где я. И вот вижу – чужаки: на одном каска, на другом – шапка с козырьком… Я от них сначала по-пластунски, а потом уж дал дёру. Нахожу своих,  комбат спрашивает: где был? У немцев, говорю. Посмеялись…»

Проделки такого рода были небезопасны. Хотя в боевой обстановке многое сходило с рук. Уполномоченные СМЕРШа  зорко отслеживали обстановку в боевых частях и были в курсе  многих подробностей боёв. Многие командиры рисковали лишиться погон, угодить в штрафбат, откуда только недавно вышли по отбытии срока после ранения или плена.

Немалый урон офицерскому составу нанёс пресловутый приказ Главнокомандующего номер 227, известный в войсках под девизом «Ни шагу назад!». Всю строгость исполнения данного приказа возложили на воюющих командиров среднего и низшего звена, которые отступали, разве что, лишившись возможности обороняться. И многие поплатились за это жизнью.

  • Григорий Яковлевич Бакланов – известный писатель и сценарист, один из представителей«лейтенантской» прозы. В 1941 году он добровольцем ушёл на фронт, воевал в пехоте и артиллерии, участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии.

Его произведения о войне с большим трудом выходили в советское время; нелёгкой оказалась и судьба фильма «Был месяц май», снятого по его сценарию Марленом Хуциевым. Причина этому – тяжёлые и горькие эпизоды войны, показанные Баклановым, которые часто шли вразрез с «парадной» историей.

В своих мемуарах, приведённых в книге «На чёрном фронтовом снегу», он рассказал о фронтовой юности, бегстве на фронт, послевоенной жизни. Здесь приводится масса интереснейших подробностей о событиях, атмосфере довоенного, военного и послевоенного времени. Всё написано правдиво, без утайки, с болью за страну и народ.

Например, в главе «Цена солдатской жизни» Бакланов пишет о том, что союзники, англичане и американцы, обязались открыть второй фронт в 42-м году, но Черчилль оттянул это на два года, ссылаясь на недостаток сил и средств, что привело к большим потерям. Тут были и политические соображения, надо было не только Гитлера разгромить, но надо было, чтобы Советский Союз вышел из войны крайне ослабленным, и тогда в послевоенном мире диктовать свою волю.

В 1944 году Черчилль  обратился к Сталину с просьбой начать крупное русское наступление на Висле или где-нибудь в другом месте. Наше наступление планировалось позже. И хотя к нему не всё было готово, командование начало наступление. Бакланов пишет: «А это значит не всё снаряжение и боеприпасы были подвезены, а неподвезённые снаряды – это людские жизни. И мы, испытавшие на себе, что такое преимущество противника в воздухе, понесшие тогда огромные потери, лиши себя главного преимущества... Пехота жизнями своими прорывала мощные немецкие укрепления. Сколько их осталось бы жить, сколько детей их, внуков жило бы сегодня!»

Вся «лейтенантская» проза возникла через 10 лет после войны. Эта окопная правда, написанная людьми, прошедшими через всю войну, предупреждает людей, что война бесчеловечна, она никогда не должна повториться.


Литература:

Некрасов, В.П. В окопах Сталинграда: Повесть.Рассказы./Виктор Некрасов.-      М.:Эксмо, 2007.-512 с.- (Русская классика XX века).

Бондарев, Ю.В. Батальоны просят огня: повесть/ Юрий Бондарев.- М.: Вече, 2010.- 320 с.- (Современные и классические бестселлеры).

Бондарев, Ю.В. Горький пот войны/ Юрий Бондарев.- М.: Родина, 2020.- 288  с.

Быков, В. В. Жестокая правда войны/ Василь Быков.- М.: Родина, 2020.-240  с.

Бакланов Г. Я. На чёрном фронтовом снегу/ Григорий Бакланов.- М.: Родина, 2019.- 224  с.