Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

День дачника: календарный библиолог

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

МГИНСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ БИБЛИОТЕКА

 

День дачника

 

Календарный библиоблог

 

День дачника занимает почетное место в народном календаре. Празднуют его каждый год 23 июля, но пока неофициально. Для многих россиян слово «дача» стало уже неотъемлемой частью жизни. А появилось это понятие в далеком 18 веке. Об истории появлении дач, дачном укладе жизни и многом другом, расскажем в этой статье.

История

Первые дачи в России появились во время правления Петра I. В XVIII веке дачами (от русского «давать») начали называть земли с небольшими по меркам тех лет усадьбами, где можно было отдохнуть от придворной жизни и протокола, наслаждаясь простыми радостями: разбить сад, организовать мини-огород. 

Так называемая Собственная (она же Приморская) дача в Петергофе императрицы Елизаветы Петровны состояла из каменного жилого двухэтажного дома, деревянного флигеля и фермы неподалеку. Это было приватное место для уединения, где нельзя было появляться без доклада. 

 

 

Дача императрицы Елизаветы Петровны в Петергофе

С середины XIX века дачная мода все больше набирает обороты. Строить и сдавать на лето дома на территории не использовавшихся семьей имений и парков со временем начинают аристократы. Такие места называли «барскими дачами». Сдавать могли и старые парковые постройки, и даже части не использовавшихся дворцов. Петергоф, Павловск, Гатчина и другие знаменитые пригороды Петербурга – это старые, аристократические дачные направления вокруг тогдашней столицы. 

Дача и дачники, фото XIX - начала XX века

При этом даже вблизи от города были районы более и менее престижные. Последние отличались ценами пониже, правда, и минусы были – например, публика там была попроще. Если климат Петербурга в основном ругали, то ту же Гатчину называли почти курортом. Для того чтобы желающим отдохнуть было легче сделать выбор, выпускались специальные путеводители: например, «Куда ехать на дачу» В. Симанского 1892 года. 

В число популярных дачных направлений Подмосковья входили Клязьма, Мамонтовка, Пушкино, Абрамцево и другие. Где-то до сих пор можно увидеть сохранившиеся дачи столетней давности. Дачи могли быть не только съемными, но и казенными – их выделяли на лето служившим в том или ином ведомстве, например, в министерстве царского двора. 

Часто дачный бум нового образца в том или ином месте провоцировало строительство железной дороги, значительно упрощавшей решение транспортного вопроса. В конце XIX века, в том числе по этой причине, новые дачники Петербурга освоили выборгское направление и приграничные территории Финляндии. Знаменитой станет финская Куокалла (ныне – Репино), где жили Корней Чуковский, Илья Репин и многие другие видные представители российской культуры.

Обычно на дачу уезжали весной и оставались там жить до поздней осени. Например, художник Александр Бенуа (1870-1960 гг.) вспоминал, что его семья предпочитала «мерзнуть и мокнуть на даче, лишь бы поскорее выбраться из Петербурга». 

Дача художника Александра Бенуа

Оказывается, в дачных поселках часто был центр – небольшой парк, куда ходили гулять все дачники. Среди популярных дачных развлечений того времени: походы в гости и выезды на пикник, концерты и летний театр, маскарады и наблюдение за войсковыми маневрами, занятие гимнастикой и езда на велосипедах, выходы на яхте, набирающий популярность любительский спорт. 

Образ дачной жизни сформулировал писатель Антон Павлович Чехов в рассказе «Новая дача» (1898): «Ни пахать, ни сеять, а только жить в свое удовольствие, жить только для того, чтобы дышать чистым воздухом». Легкие платья и солнечные зонтики, чаепития на деревянной веранде, плетеная мебель, кусты крыжовника, романы и прогулки – этот манящий эталон дачной жизни появился на рубеже XIX-XX веков и окончательно определил русский дачный стиль.

Дача и дачники, фото XIX начала XX века

После революции 1917 года практически все дачи перешли в собственность государства. Но, несмотря на отрицание дореволюционного уклада жизни, дачная культура не исчезла. Она лишь приобрела иные формы, внешне строго регламентированные. 

С 1930-х годов по 1950-е годы образцом жанра (и объектом вожделения) стали дачи чиновников, писателей, академиков и других привилегированных категорий населения. Они могли быть как государственными, так и частными. 

Дача Д. Шостаковича в Комарово

Со времен Никиты Хрущева (1960-х годов) вопрос «зачем людям дача» уже не стоит. Россияне используют ее для выращивания собственного урожая в условиях города. Вместе с решением продовольственного вопроса дача стала ассоциироваться с поездками на выходные в забитой инвентарем машине, заботой об огороде и вечерами, проведенными за переработкой урожая. 

Дачная жизнь и XXI век

Что осталось неизменным в веках: по сей день русская дача – это не тип постройки, а особый образ жизни на природе. Причем, владельцы современных дач могут следовать любому из сценариев: воссоздавать у себя на участке чеховскую идиллию отдыха, профессорскую дачу для подготовки научных монографий или заняться фермерством. Никто уже не ограничивает россиян в размерах участка и дома. Но продолжает действовать негласное правило: истинная дача не может быть большой и капитальной - иначе это импровизация на тему увеличенной городской квартиры. 

Потому современные дачники продолжают любить небольшие деревянные дома и поселки, переделывать и реконструировать старые дачи, а иногда создавать и собственные вариации исторических прототипов.