Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

«Афанасий Фет – поэт «чистой» лирики»: виртуальная беседа-обзор

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

МГИНСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ БИБЛИОТЕКА

 

Афанасий Фет – поэт «чистой» лирики

Виртуальная беседа-обзор

 

5 декабря 2020 года -  200-летие со дня рождения русского поэта Афанасия Фета.

Лирика Афанасия Афанасьевича Фета занимает особое место среди шедевров русской литературы. Его поэтическая манера письма - «фетовский почерк» - придали его поэзии неповторимое очарование.

Афанасий Фет (05 декабря 1820 — 03 декабря 1892) прожил долгую плодотворную творческую жизнь. Он писал стихи более пятидесяти лет. Своим творчеством поэт доказал, что служение красоте – одна из главнейших задач любого поэта.

В начале декабря 1820 года в селе Новоселки, расположенном близ Мценска, в семье Каролины Шарлотты Фет и Афанасия Неофитовича Шеншина родился великий русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. Родители его обвенчались без православного обряда за границей (мать поэта была лютеранкой), из-за чего брак, узаконенный в Германии, в России был признан недействительным.

Мальчик оказался лишенным, кроме отцовской фамилии, и дворянского титула, российского гражданства и прав на наследство. Для юноши на долгие годы важнейшей жизненной целью стало вернуть себе фамилию Шеншин и все связанные с ней права. Лишь под старость лет он смог добиться этого, возвратив себе потомственное дворянство.

Фет, пожалуй, единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно ограждал свой творческий мир от разного рода социальных и политических проблем.

Это не значит, что он был отстранен о мира. Напротив, данные проблемы вызывали у него неподдельный интерес. Поэт активно обсуждал их в переписке, публицистических статьях и очерках. Однако, крайне редко он позволял им проникать в его поэзию.

Именно в этом и заключалась творческая позиция и поэтическое мироощущение Фета: он считал не поэтичным любое произведение, в котором присутствует ясно выраженная общественно-политическая идея.

Фет проповедовал принципы «чистого искусства». Это составляло суть его поэтического творчества. Своим творчеством поэт доказал, что служение красоте – одна из главнейших задач любого поэта и одна из самых насущных его потребностей.

  • В стихах Афанасия Афанасьевича Фета чётко прослеживались три основные линии – любовь, искусство, природа. Кажется, что Фет пишет о том, что давно известно и очевидно каждому из нас. Но об обычном он пишет необычно. «Сердце читателя волнуется от умения поэта ловить неуловимое, давать образ тому, что до него было … смутным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия», - так писал о творчестве поэта критик Александр Васильевич Дружинин.

Вот, например, одно из известнейших стихотворений поэта «Шепот, робкое дыханье…», опубликованное в 1850 году.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Стихотворение состоит из одного предложения, в котором поэт не использует ни одного глагола. В нем воссоздана картина летней ночи, сменяемой зарей. Под пером поэта переплетаются детали пейзажа, подробности любовного свидания, они сливаются воедино, дополняя друг друга. Подобное единство природы и человеческих ощущений встречается во многих произведениях Фета.

Увлечение Афанасия Афанасьевича поэзией природы происходит в начале его творческой жизни, и уже наиболее полно раскрывается с 1850-х годов. Фет – тонкий наблюдатель, знающий и любящий то, что его окружает. Отличает творчество поэта детальность его наблюдений: у него не найдёшь деревьев или птиц вообще, все элементы флоры и фауны конкретны и определены.

Жду я, тревогой объят,

Жду тут на самом пути:

Этой тропой через сад

Ты обещалась прийти.

Плачась, комар пропоет,

Свалится плавно листок…

Слух, раскрываясь, растет,

Как полуночный цветок.

Словно струну оборвал

Жук, налетевши на ель;

Хрипло подругу позвал

Тут же у ног коростель.

Тихо под сенью лесной

Спят молодые кусты…

Ах, как пахнуло весной!..

Это, наверное, ты!

Здесь, несомненно, проявляется хорошее знание природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней.

Пейзажи Фета имеют также очень четкую привязку ко времени суток или времени года. Его пейзажи не просто зимние, весенние, летние или осенние, они изображают конкретные отрезки того или иного сезона. Вот, например, описание вечера в середине лета:

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползет лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несется рысью.

А вот картина ночи в начале мая:

 

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так в деве новобрачной

И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной – и последней, может быть.

Но, конечно же, не только конкретностью и детальностью восхищают нас стихотворения Фета о природе. Их обаяние, прежде всего, в том, что автор способен передать не только картинку природы, но свои ощущения и эмоции от воздействия на него данного пейзажа:

Как нежишь ты, серебряная ночь,

В душе расцвет немой и тайной силы!

О, окрыли – и дай мне превозмочь

Весь этот тлен, бездушный и унылый!

Какая ночь! Алмазная роса

Живым огнем с огнями неба в споре,

Как океан, разверзлись небеса,

И спит земля – и теплится, как море.

Мой дух, о ночь, как падший серафим,

Признал родство с нетленной жизнью звездной

И окрылен дыханием твоим,

Готов лететь над этой тайной бездной.

Природа у Фета – это состояние воздуха и состояние души. Человеку передается жизнь природы, и его сердце отзывается на тонкие изменения в ней трепетом, радостью и восторгом.

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

Фет был новатором в изображении природы. Его стихотворения, за редким исключением, не похожи ни на чьи другие. Исследователи творчества Фета называют его предтечей символизма прежде всего потому, что описания природы служат средством выражения лирического чувства, отражением настроения поэта.

Поэзия Афанасия Афанасьевича очень музыкальна, недаром многие стихи легли в основу песен и романсов.

П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов и многие другие композиторы, в том числе и современные, не раз обращались к творчеству Фета.

Почему же стихи Афанасия Афанасьевича столь близки и родственны музыке? Поэт считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Написанные в романсово-песенном ключе, они очень мелодичны.

У поэта много стихотворений, написанных в романтичном ключе или посвященных музыке и пению. Например, стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…», созданное под впечатлением от одного музыкального вечера в кругу друзей (пения Татьяны Берс) и написанного в августе 1877 года. В этом произведении жизненная ситуация переведена в лирический, высокий план. Его героиня в глазах поэта – земное воплощение Красоты.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Стихотворениями Фета нужно наслаждаться как музыкой. С детства нас окружают прекрасные строки поэта:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

В 1884 году, на 65 году жизни, Афанасий Афанасьевич написал такие строки:

Сад весь в цвету,

Вечер в огне,

Так освежительно-радостно мне!

Вот я стою,

Вот я иду,

Словно таинственной речи я жду.

Эта заря;

Эта весна

Так непостижна, зато так ясна!

Счастья ли полн,

Плачу ли я,

Ты — благодатная тайна моя.

Его тайна - это поэзия. В ней была его настоящая жизнь, его любовь, его душа. Упоение природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями, мечтами - вот основное эмоциональное содержание поэзии Фета.

Его лирическая миссия - певец любви и природы. Мир Фета – это особый, неповторимый мир.

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста,

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота.

Лев Николаевич Толстой писал: «Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить…»


Библиографические источники из фондов Мгинской объединенной библиотеки:

Русская литература XIX-XX веков в 2-х томах. – М., Аспект Пресс, 2000

Фет А.А. Стихотворения. – М., Эксмо, 2006

Фет А. Воспоминания. – М., Правда, 1983

Фет А. Среди звезд. Стихотворения. – М., Изд.дом «Летопись-М», 2000

 

Подготовила библиотекарь МОБ Дорофеева О.А.