Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

Новый роман о сталинской эпохе

В Единый фонд Центральной межпоселенческой библиотеки поступил новый роман Дмитрия Быкова «Истребитель».

Новый роман «Истребитель» завершает «И-трилогию» автора. Первые части: «Икс» (2012 г.) о тайне авторства «Тихого Дона» и «Июнь» (2017 г.) о двух годах перед Великой Отечественной войной. В романе «Истребитель» картина советской жизни 30-х годов показана в неожиданном ракурсе: в это время можно было быть и истребителем, и истребляемым – в зависимости от обстоятельств. Многие сюжетные повороты романа, рассказывающие о подвигах в небе и подковёрных сражениях в инстанциях, хорошо иллюстрируют эту главу нашей истории.

Неожиданном прежде всего потому, что в романе почти нет прямого упоминания о репрессиях. Быков стремится понять природу советского героизма. О чём же книга? Она – о советском Олимпе, о его богах и героях. Вернее, об одном боге – ведь бог в советской общности может быть только один. В ту эпоху им был Сталин.У Быкова он мягкий, опасно-вкрадчивый. А его харизматичность писатель удачно определяет с помощью своеобразного образа-приёма: сила вождя в том, сколько человек могут его остановить.

Сталина не может остановить никто, для него нет границ. Если вождь один, то героев (и в стране, и в романе) много – это, прежде всего, знаменитые лётчики, устанавливавшие рекорды высоты и дальности, полярники, парашютисты, ударники всех видов труда и другие суперзвёзды эпохи. Люди, жившие на грани, на пределе человеческих возможностей и всё время рисковавшие эту грань то ли отодвинуть, то ли перешагнуть.

Главным источником информации и вдохновения для писателя служат дневники журналиста Лазаря Бронтмана: именно с него списан Лев Бровман, тот самый, глазами которого мы, по большей части, видим всё происходящее. Он пишет в газету о наших асах, а те испытывают новые самолеты, ставят рекорды по перелетам, встречаются с первыми лицами СССР, летают, воюют в Испании, погибают и снова летают. Дмитрий Быков восторгается тем, что есть вот такой типаж – мечтательных карьеристов, которым работа и успехи заменяют прочие радости жизни. Без любви и семьи они прожить могут, а без любимого дела – никак. Автор доказывает, что именно такие люди создали все хорошее, что было в СССР. Они были искренне благодарны сталинской власти, которая давала неограниченные возможности самым смелым и упорным.

Кто-то из героев (например, авиаконструктор Антонов) выступает в романе под собственным именем. Во многих без труда опознаются их реальные прототипы: Волчак — это, конечно, Чкалов, его друг и соперник Канделаки — знаменитый ас Коккинаки, капитан Ладыгин — полярник, а впоследствии литератор Бадигин, Люба Лондон — парашютистка Люба Берлин, Гриневицкий — пропавший без вести в Заполярье летчик-испытатель Леваневский, штурман Волчака Дубаков — герой Великой Отечественной войны генерал Байдуков. Кто-то, судя по всему, склеен Быковым сразу из нескольких исторических персонажей или просто родился в голове писателя из духа времени и огромного массива переработанных, прочитанных и усвоенных документов.

Герои 1930-х для автора «Истребителя» подобны полубогам греческой мифологии. Могучие, бесстрашные, благородные, взбалмошные и легкомысленные, они рождены для подвигов и вечной славы, но вместе с тем изначально обречены на гибель. Земле тяжела их поступь, поэтому срок героев на ней отмерен, и тех, кому каким-то чудом удастся не сгинуть в битвах с чудовищами, не стать жертвой собственной гордыни или божественного произвола, впереди ожидает беспощадная и окончательная мясорубка Троянской войны. 

Великолепные, внушающие обожание с примесью почтительного ужаса, стоящие на добрую дюжину ступеней выше, чем средний человек того времени, обожаемые народом и вождями полярники, летчики, парашютисты и прочие романтические первопроходцы 1930-х несут на себе, по версии Быкова, ту же печать роковой обреченности. Ни для кого из них в принципе нет благополучного исхода. Всё, что они делают - исключительно во славу Главного Друга Всем, а достигается это всё ценою истребления участников всей цепочки и обессмысливания их достижений. Потому что дьявол – великий обманщик и по природе своей – истребитель. Люди становятся героями, летают на далеких от нынешнего технического совершенства машинах, ставят рекорды скорости, высоты, дальности, грузоподъемности, а потом их же потомки это геройство не ценят.

Быков доказывает, что именно такие люди создали все хорошее, что было в СССР. «Истребитель» – сборник рассказов и роман одновременно. Каждая глава – о новых людях, связаны они лишь страстью к авиации в той или иной форме. «Мы строили страну, в которой ничего не было, кроме подвигов. Мы строили лучшие самолеты, первыми отправили человека в космос, были в постоянном рабочем экстазе, чувствуя приближение великих побед и при этом забывая о бытовых потребностях. Мы не жили, мы только и делали, что боролись – со временем, обстоятельствами… А потом пришло поколение, которое захотело просто жить, без преодоления, без геройства. И этому поколению стало некомфортно в нашей стране». Это не цитата, а скорее выжимка из романа.

Это трогательная книжка про героических лётчиков тридцатых годов, живших сразу в двух мирах - огромном мире новых рекордов и бесконечного драйва и тёмном мирке сталинских тридцатых, где можно пострадать и за то, то делаешь своё дело плохо, и за то, что делаешь его хорошо.
Для молодых современников, для которых описываемая эпоха ассоциируется только с репрессиями и ничем больше, очень своевременная и нужная книга. Её с удовольствием прочтут все интересующиеся историей нашей страны.


Дмитрий Быков - русский писатель, поэт и публицист, литературный критик, радио- и телеведущий, журналист, преподаватель литературы, кинокритик, биограф Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Максима Горького и Владимира Маяковского.

Дмитрия Быкова как автора можно любить или не любить, с ним можно соглашаться или не соглашаться. Но невозможно не признать, что характерной чертой, определяющей его творчество, является яркая оригинальность, свежий взгляд на интересующую писателя тему.