Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

Галерея знаменитых россиянок

В канун Международного женского дня Кировская центральная библиотека предлагает читателям литературный обзор «Галерея знаменитых россиянок». Здесь представлены книги биографического характера из фонда библиотеки о выдающихся женщинах, которые оставили заметный след в культуре нашей страны
 

Максимова, Е. С. Мадам «Нет» / Екатерина Максимова. - Москва : АСТ, 2020. – 352 с.: ил. - (Большой балет).

В книге рассказывается о великой русской балерине Екатерине Максимовой.

Она – одна из самых очаровательных балерин в истории балета. Немногословная и крайне сдержанная, закрытая и недоступная в жизни, на сцене и на экране она казалась воплощением света и радости – лёгкая, изящная, лучезарная, искрящаяся юмором в комических ролях, но завораживающая глубоким драматизмом в ролях трагических. «Богиня…» - с восхищением шептали у неё за спиной.

Французы прозвали её Мадам «Нет» за то, что это слово чаще других звучало из её уст. И наши соотечественники, и бесчисленные поклонники по всему миру в один голос твердили, что подобных ей нет, что такие, как она, рождаются раз в столетие.

В главе «Особенности балетного детства» Екатерина Максимова вспоминает о детских трудных годах учёбы в балетной школе:

«Жизнь изменилась – сразу и навсегда. У нас, в этом балетном мире, иным стало само детство. Во-первых, оказалось, что у меня теперь совершенно нет времени ни на что! Даже гулянья во дворе прекратились: некогда и не с кем было ни побегать, ни поиграть – все дети выходят во двор в воскресенье, а у меня в воскресенье спектакли. Выходной у меня в понедельник, когда другие дети учатся. Очень рано, с первого класса, ученики нашей школы начинали участвовать в спектаклях Большого театра, иногда по четыре, пять раз в неделю. Утром я отправлялась в школу, у нас шли занятия по общеобразовательной программе, потом классика и другие специальные предметы. Когда кончались уроки, начинались репетиции, а после репетиций – спектакли, на которые нас отвозили школьные инструктора… В огромном репертуаре учеников школы занимали постоянно, и домашние задания нам зачастую приходилось готовить и на лестницах, и на подоконниках в театре…. Как правило, между занятиями в школе и спектаклями не хватало времени, чтобы забежать домой… Часто я уходила из дома на весь день – с девяти утра до десяти - одиннадцати вечера, когда мама забирала меня из театра. Но мне так нравилось участвовать в спектаклях! Однажды, вернувшись поздно вечером, уставшая до такой степени, что буквально падала с ног, я, уже засыпая, произнесла: «Мамочка, а ведь правда – только у нас по-настоящему счастливое детство?»…

Валентин Гафт посвятил Екатерине Максимовой строки:

«Ты – вечная, как чудное мгновенье из пушкинско-натальевской Руси».

Она прожила долгую и яркую творческую жизнь, в которой рядом всегда был её муж и сценический партнёр Владимир Васильев.

В главе «Я – звезда?!» балерина пишет о контакте с залом во время спектакля: «Когда контакт с алом «идёт» - это мощнейшая энергетическая подпитка, это ни с чем не сравнимо!... Но каким-то десятым или пятнадцатым чувством ощущаю, как зал смотрит, как реагирует, как воспринимает. Иногда танцуешь, проживаешь драматическую сцену, а в это время кто-то жуёт шоколадку, листает программку – я этого не вижу, но я это чувствую! Значит, что-то не доходит, что-то у меня не получается. Зритель живёт своей жизнью, со стороны наблюдая за человеческими страстями. А вот когда наступает такая тишина, что ты в неё словно проваливаешься: никто ни кашлянуть, ни шевельнуться не может, - значит, чувствует то же, что и ты… Тогда из зала идёт такой эмоциональный заряд, что появляются новые силы, и ты хочешь отдать им всё, что у тебя есть…»

Несмотря на громкую славу, старалась не привлекать к себе внимания. Открытой, душевной была с близкими, друзьями – «главным богатством своей жизни».

Образы, созданные Екатериной Максимовой, навсегда останутся частью того мира, которому она была верна всю жизнь, несмотря ни на какие обстоятельства. Имя ему – Балет!

 

Раневская, Ф. Фаина Раневская. Жизнь, рассказанная ею самой / Фаина Раневская. - Москва : Яуза-пресс, 2015. - 224 с. – (Уникальная биография женщины-эпохи).

Эта книга – уникальная возможность услышать живой голос великой актрисы, которая лишь наедине с собой могла сбросить привычную маску и говорить предельно откровенно.

Знаете ли вы, что Фаина Георгиевна ненавидела фразу: «Муля, не нервируй меня!», сделавшую её знаменитой, и уничижительно отзывалась о своих киноролях: «Снова клоунесса, а не Васса Железнова!», боясь остаться в памяти зрителей всего лишь источником словесных «перлов» и анекдотов? Знаете ли вы, что, помимо звания народной артистки СССР, орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, она получила ещё и три Сталинских премии. Знаете ли вы, что под личиной «Мули», вечной пересмешницы, скрывалась трагедия гениальной актрисы, так и не научившейся ценить свой комедийный дар?..

Со страниц этой книги звучит голос совсем другой, настоящей, трагической Раневской, которую мы не знали.

В книге в главе «Кино» Фаина Раневская повествует о популярных фильмах, благодаря которым она стала знаменита. Вот как она это описывает:

«От «Подкидыша» я не ожидала никакого подвоха. Был весёлый, лёгкий сценарий, написанный Риной Зелёной и Агнией Барто, не обременённый моралью, без решения производственных задач, без трудовых подвигов и героизма. Просто комедия о том, как девочку, оставшуюся без присмотра и удравшую в результате из дома гулять по Москве, последовательно пытаются удочерить разные взрослые.

Одну такую мамашу Лелю играла я. Леля – крупная дама с командным голосом и тоном, муж которой Муля под каблуком своей супруги. Фраза «Муля, не нервируй меня!» родилась случайно и стала коронной не только в фильме, но и моей на долгие годы. Вообще фраз куда более умных и удачных в фильме было много. «Товарищ милиционер, что же это делается, наезжают на совершенно живых людей!» «Наташенька, чего ты хочешь: чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу?» Но всем героиня Раневской запомнилась исключительно из-за «Мули».

А вот как описывает Раневская съёмки фильма «Золушка»«У Шварца почти всё прописано прекрасно. То, что у Мачехи главное оружие – её связи, мне понравилось до безумия. Ну и что, что она из сказки, сама сказка получилась такой современной, что не верилось, что Лесничий со своей семьёй, Король с принцем и прочие живут не в соседнем дворе, а только в сказке. Мачеха – вполне узнаваемая соседка, которая держит мужа под каблуком, способная поссориться с соседями, но главное, обладающая связями, которые способны даже записать её и её дочерей в Книгу первых красавиц королевства.

Киношное начальство обвиняло меня в том, что Мачеха получилась неоднозначной. Разве можно, чтобы отрицательный персонаж вызывал смех! Она должна вызывать ненависть. Зачем? Почему она должна вызывать ненависть? Не лучше ли, если она будет прекрасно узнаваема, но вызывать будет действительно смех, насмешку, жалость?»

В эпизоде, где Мачеха уговаривает Золушку надеть туфельку её дочерям, а та внутренне сопротивляется, Фаина Раневская гениально придумала фразу:

«А то я выброшу твоего отца из дома…», после которой сломила сопротивление строптивой девчонки. Сам автор одобрил эту сцену и развил её дальше.

Раневская была гениальна, как в театре, так и в кино. О себе в книге она пишет так: «Я выхожу на сцену для зрителей, ради них, но не только чтобы им понравиться или восхитить. Я частица, крупица ушедшего театра, я должна донести до нынешних, каким он был, должна держать планку для молодых актёров…».

 

Макарова, И. В. Родом из Сибири / Инна Макарова. – Москва : АСТ, 2016. - 352 с., ил. – (Моя биография).

С детства Инна Макарова мечтала стать актрисой. И вот – девушка из Сибири с лёгкостью поступает во ВГИК в мастерскую С. Герасимова. По окончании получает одну из главных ролей в фильме «Молодая гвардия» и мгновенно становится знаменитой. Её замечают знаменитые режиссёры. На экранах одна за другой появляются картины, в которых талант актрисы раскрывается во всём многообразии: «Высота», «Дорогой мой человек», «Девчата», «Женитьба Бальзаминова и др. Она играет вместе с Рыбниковым, Баталовым, Мордюковой, Румянцевой, Вициным, Гурченко и другими.

В главе из книги «О лучших фильмах» Инна Макарова вспоминает о съёмках фильма «Девчата»:

«…сыграв в этом фильме одну из главных героинь, не сразу приняла его, хотя зрителям он очень понравился. Потому что полноценной роли в этой картине у меня всё-таки не получилось. Дело в том, что фильм – комедийный, а роль Нади – драматическая. Режиссёр, чтобы сохранить жанр, в последний момент решил вырезать важнейшую сцену с моим участием, в которой Надя раскрывает свой настоящий характер. Ну не может она быть с Ксан Ксанычем! Она должна бросить и бросает этого прижимистого, меркантильного, мелковатого человека. Только с этой сценой становится понятно всё, что я играла в картине, - та настороженность к нему, та её нерешительность, неотзывчивость, когда он предлагает Наде внести какие-то вещи в почти достроенную квартиру. Ведь всем видно, что они не пара. Но в фильме эта линия до конца не доведена».

Уважаемые читатели, с этими и другими книгами, рассказывающими о талантливых женщинах, которые оставили заметный след в науке, истории, культуре России, вы сможете познакомиться поближе, взяв их почитать на дом.