Один из лучших «словесных кулинаров» - Николай Васильевич Гоголь
Мало кто знает, но Николай Васильевич Гоголь признан одним из лучших «словесных кулинаров» отечественной литературы. В его произведениях детально описано множество блюд, и становится понятно, что культ еды в его творчестве играл существенную роль.
Гоголь не только гениально описывал рецепты блюд, но и при случае мог сам приготовить что-нибудь изысканное.Гастрономические вкусы ему привила родная для него украинская кухня.
Знаменитый классик родился 1 апреля 1809 года, в селе Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье, принадлежавшей к старинному украинскому роду. Ведением хозяйства занималась мать Мария Ивановна. На кухне беспрестанно что-то варилось, жарилось и пеклось, а кладовая всегда была забита до отказа припасами впрок.
Готовили по старинке традиционные украинские блюда – полтавский борщ с галушками, пампушки с чесноком, крученики с грибами.
При том, что Николай Васильевич не отличался крепким здоровьем, он очень любил поесть: эти две особенности приводили его к печальным последствиям.
В письмах к друзьям Гоголь регулярно и не в самых приятных подробностях описывал свои проблемы с пищеварением. Однако, на соблюдение диеты ему категорически не хватало силы воли.
«Здоровье мое, кажется, немного лучше, хотя я чувствую слегка боль в груди и тяжесть в желудке, может быть, оттого, что никак не могу здесь соблюсть диэты. Проклятая, как нарочно, в этот год, плодовитость Украйны соблазняет меня беспрестанно, и бедный мой желудок беспрерывно занимается варением то груш, то яблок». Из письма Гоголя Н.В. к Михаилу Петровичу Погодину, д.Васильевка, 02.09.1832 года.
Гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки» открыли читающей публике украинскую кухню, практически неизвестную тогда в России.
«...Вот вам и приношения, Афанасий Иванович! – проговорила она, ставя на стол миски и жеманно застегивая свою, будто ненарочно расстегнувшуюся кофту. – Варенички, галушечки пшеничные, пампушечки, товченички!...»
В «Мёртвых душах» - кулинарная деталь помогает раскрыть истинную сущность героев и отразить представления автора о быте и нравах целой эпохи.
«...Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками, и нивесть чего не было.
- Пресный пирог с яйцом! – сказала хозяйка.
Чичиков подвинулся к пресному пирогу с яйцом и, съевши тут же с небольшим половину, похвалил его. И в самом деле, пирог сам по себе был вкусен, а после всей возни и посиделок со старухой показался ещё вкуснее...»
В произведении «Ночь перед Рождеством» Николай Васильевич Гоголь описывает сцену с поглощением знаменитых украинских вареников:
«Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать. «Вишь какое диво!» - подумал кузнец, разинув от удивления рот, и тот же час заметил, что вареник лезет и к нему в рот и уже выказал губы сметаною. Оттолкнувши вареник и вытерши губы, кузнец начал размышлять о том, какие чудеса бывают на свете...»
Переехав в Петербург, Н.В. Гоголь с радостным изумлением сообщал матери: «Здесь так занимает всех все малороссийское...».
Гоголь частенько устраивал украинские обеды. Он всегда готовил еду сам, никому не доверяя.
Не раз наблюдавший за этим процессом Аксаков Сергей Тимофеевич в своих воспоминаниях писал: «...он так от всей души занимался этим делом, как будто оно было его любимое ремесло, и я подумал, что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром».
Как сказал о Гоголе Анри Труайя: «Взлохмаченный чуб, пестрый галстук вокруг шеи и фартук на животе – среди своих друзей он выглядел петухом, который хорохорится на пороге своей кухни». 1971г.
Страсть писателя к гастрономическим изыскам особенно ярко проявлялась за границей, он оценил французскую и немецкую кухни, но итальянская кухня по-настоящему покорила его!
Друг Гоголя, историк Михаил Петрович Погодин, вспоминал, как выглядел «легкий полдник» Гоголя в римской траттории:
«Он садится за стол и приказывает: макарон, сыру, масла, уксусу, сахару, горчицы, равиоли, брокколи... Мальчуганы начинают бегать и носить к нему то то, то другое. Гоголь, с сияющим лицом, принимает все из их рук за столом, в полном удовольствии, и распоряжается: раскладываает перед собой все припасы, - груды перед ним возвышаются всякой зелени, куча склянок со светлыми жидкостями, все в цветах, лаврах и миртах. Вот приносятся макароны в чашке, открывается крышка, пар повалил оттуда клубом. Гоголь бросает масло, которое тот час расплывается, посыпает сыром, становится в позу, как жрец, готовящийся совершать жертвоприношение, берет ножик и начинает разрезывать... В эту минуту наша дверь с шумом растворяется. С хохотом мы все бежим к Гоголю. – «Так-то, брат,- восклицаю я, - аппетит у тебя нехорош, желудок расстроен?»
В самом начале произведения «Ревизор», во время пребывания Хлестакова в трактире, Гоголь раскрывает ничтожность и мелочность души главного героя. Не имея ни каких средств даже для оплаты номера, проигравшийся в пух и прах Хлестаков, требует от трактирного слуги хорошего, дорогостоящего обеда. Когда же тот приносит любезно предоставленные хозяином трактира два блюда, главный герой беспощадно критикует их, но тем не менее, съедает почти все:
«Боже мой, какой суп! (продолжает есть) Я думаю, еще ни один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо масла... Что это за жаркое? Это не жаркое... Черт его знает, что такое, только не жаркое. Это топор, зажаренный вместо говядины (ест.)»
Богатырский характер главного героя повести «Тарас Бульба», «защитника православия» «вечно неугомонного», проявляется, в том числе и в гастрономических вкусах:
«Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние!»
Казаки любили хорошо погулять и крепко выпить, но всё-таки Гоголь в этом сравнении в первую очередь видит необузданную свободу, легкое отношении к жизни, невиданный темперамент и удаль запорожцев: «Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе...»
Герои гоголевских произведений и их гастрономические вкусы являются не только средством раскрытия характеров, но и отражением авторского бытия и традиций той эпохи.