Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

"Остров Коневец - жемчужина Ленинградской области": виртуальное путешествие

Муниципальное казенное учреждение культуры

«Центральная межпоселенческая библиотека»

Кировская центральная библиотека

 

Остров Коневец – жемчужина Ленинградской области

Виртуальное путешествие

Природа острова Коневец

В Ленинградской области много достопримечательностей, как природных, так и рукотворных, среди них – остров Коневец. Здесь человек по-настоящему ощущает гармонию природы и духа.

О природных особенностях этого уникального места можно узнать из путеводителя «Остров Коневец и его святыни».

Остров Коневец и его святыни: справочник-путеводитель. В помощь паломнику. – СПб.: Пилигрим, 1997.- 14 с.: ил.

Остров Коневец расположен в западной части Ладожского озера на территории Ленинградской области. От бухты Владимировская его отделяет водное пространство (около 6 км), которое катер преодолевает за полчаса.

Длина острова не превышает 5 км, а ширина равна в среднем 2 км. Название острова происходит от находившегося здесь валуна весом более 750 тонн – Конь-камня. До конца XIV века он являлся местом языческих жертвоприношений. На этом камне ежегодно приносили в жертву коня.

Подплывая к острову со стороны Владимирской бухты, катер огибает далеко выступающую в озеро узкую песчаную косу (мыс Стрелка) и попадает в зону относительного затишья Владычной бухты.

Перед взором путешественника  открывается песчаный берег и местами почти отвесный (высотой 10 м) песчаный уступ, снижающийся к востоку и переходящий в низкий каменистый берег и далее – в небольшой островок,  представляющий собой скопление крупных валунов, именуемых Каменным и Журавлиным.

Западный берег острова круто обрывается в сторону озера и имеет неширокую полоску пляжа под уступом. С восточной стороны остров отличается изрезанностью береговой линии – вытянутыми узкими полуостровами и широкими заливами между ними.

Лес – главное богатство острова. В южной части  его преобладают сосновые леса. Здесь встречаются старые мощные великаны  и более молодые насаждения, возникавшие естественным образом после рубок леса, ветровалов или пожаров.

В центре острова больше ельников, часть из которых заболочена. Зато как великолепны редкостойные светлые сосновые леса, сквозь ряд стволов которых просматривается озёрная гладь!

Вода у  острова Коневец прозрачнее, чем у Валаамского архипелага. Рыба (сиг, лосось, сёмга) здесь обитает на глубине более 20 м и только после полуночи всего на несколько часов, поднимается ближе к поверхности.

Кроме замечательных природных ландшафтов есть на острове места, где человек создал удивительные по своей гармонии уголки. Сочетание архитектурных форм  Коневского Рождествено - Богородичного мужского монастыря и окружающей растительности приводит посетителей в восхищение.

Около полутора столетий на Коневце существует пейзажный парк. Начинается он почти у самой гавани, и аллеи из клёна, дуба и липы ведут гостя наверх либо к каменной гостинице, либо к воротам монастыря. Между рядами деревьев ещё встречаются мощные экземпляры дуба, а на пересечении дорожек монахи когда-то соорудили из причудливой формы камней подобие альпийских горок, сейчас поросших кустами розы и спиреи.

Интересным местом является песчаная коса Стрелка. В начале XX века здесь была возведена деревянная часовня; вокруг неё высадили сосну горную, саженцы которой были завезены из Финляндии. Так появилась роща декоративной, низкорослой и полустелющейся древесной породы, хорошо закрепляющей подвижные пески.

Примечательным местом является и Конь-камень, вокруг которого, контрастируя с природным окружением из елей и сосен, замшелыми валунами и зарослями папоротников, растут отдельные экземпляры тополя, ясеня, дуба и клёна. Поднявшись от него по выложенной камнем лестнице на Святую гору, вы попадаете в зону культурного освоения, расположенную за стенами Казанского скита.

Здесь, спустившись по противоположному южному склону, вы оказываетесь в скрытом за горой от северных ветров монастырском саду, где когда-то стоял домик садовника, был поливочный пруд, работала дренажная система, а сейчас сохранилось не более 20 старых яблонь, некоторым из которых перевалило за 100 лет.

К северу от Святой горы тёмная лесная дорога ведёт к горе Змеиной, расположенной почти в самом центре острова. Эта небольшая возвышенность с крутыми каменистыми откосами получила своё название в связи с вытянутой и извилистой формой.

Здесь в лесной тиши можно встретить лису, белку и зайца, услышать треск сучьев под ногами лося. Но вот змей, местные жители никогда не видели на острове.

Прелесть Коневца заключается в том, что здесь можно увидеть водные дали Ладоги, пройтись по песчаным или каменистым берегам, погрузиться в дремучие еловые леса, выйти неожиданно из чащи на просторный луг и подышать ароматом багульника на болоте. Благодаря относительной отдалённости, монашеской уединённости и закрытости природа сохранилась здесь в своём многообразии и цельности.

История Коневского монастыря

Об истории создания Коневского  Рождество - Богородичного мужского монастыря можно подробно узнать из книги Е.В. Первушиной «Ленинградская область».

Первушина, Е.В. Ленинградская область. История. Культура. Традиции.- СПб.: Паритет, 2013.- с.83-87, ил.

С принятием на Руси христианства в 988 году при князе Владимире монахи стали проникать на северные земли, обращая в свою веру карел, вепсов, и так далее.

Преподобный Арсений Коневский, уроженец Новгорода Великого, в 20 летнем возрасте ушёл в пригородный Лисогорский монастырь, желая избрать путь иноческого служения Богу и миру. На Лисьей горе он принимает монашество. Оттуда удаляется на Святую Гору Афон.

На Афоне Преподобному Арсению было явлено, что он должен стать основателем монастыря во имя Богородицы на севере Руси. Он возвращается на родину.

В 1393 году монах Лисогорского монастыря в Новгороде Арсений по благословению новгородского Святителя Иоанна отправился по реке Волхов в Ладожское озеро и основал монашескую обитель на острове Коневец.

Легенда гласит, что сначала Арсений избрал Коневец лишь местом промежуточной стоянки, желая обосноваться на одном из северных островов. Однако уплыть не удалось – буря всё время заставляла его возвращаться. Тогда Арсений пришёл к выводу, что «по воле Господа и Его Пречистой Матери обитель должна быть воздвигнута на Коневце».

Первой постройкой будущего монастыря была небольшая келья Арсения на Святой горе. Затем на остров прибыли другие монахи. Они построили во Владычной бухте, названной  так в память о посещении острова архиепископом Новгородским Евфимием, деревянный храм во имя Рождества Богородицы (1398).

К храму примыкал братский корпус, здания были обнесены оградой. Позже наводнение разрушило обитель, и её перенесли на более возвышенное место.

В 1421 году был построен второй по счёту деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Затем его перестроили в камне, и он стал первой на Ладоге и всём русском Севере каменной церковью.

В этот храм была помещена главная святыня монастыря – икона Пресвятой Богородицы. Икона была принесена с Афона Преподобным Арсением и получила наименование Коневской.

На ней Богомладенец изображён держащим голубиного птенца как символ очищения. В настоящее время икона, прославившаяся чудотворениями, находится в соборном храме Ново-Валаамского монастыря (Финляндия).

В 1577 году Коневский монастырь был разорён и опустошён шведами. Монахи укрылись в Новгородском Деревяницком монастыре. Туда же увезли икону.

Обитель была восстановлена  только в 1594 году, когда  царь Фёдор Иоаннович заключил со Швецией договор, согласно которому весь Карельский край и Ладога снова отходили к России.

Однако после заключения Столбовского договора в 1617 году монахам снова пришлось покинуть эти места, поскольку земли по берегам Финского залива и реки Невы, по западному и северному побережью Ладожского озера с крепостями Орешком, Карелой и островами на севере Ладоги, в том числе Коневцом и Валаамом, попали под власть Швеции.

Каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был разобран шведами до основания, а камни увезены в Кексгольм и использованы для строительства кирхи и крепостных укреплений. От собора осталось лишь основание каменного фундамента.

В XIII веке монастырь прославил Старец Зосима (Верховский). По мнению литературоведов, он был одним из прототипов старца Зосимы из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». «Если удастся, то сделаю дело хорошее: заставлю сознаться, что чистый, идеальный христианин – дело не отвлечённое, а образно реальное, возможное, воочию предстоящее, и что христианство есть единственное убежище Русской Земли ото всех её зол», - так отозвался о значении этого персонажа в своём произведении сам Достоевский.

Коневец в разное время посещали император Александр II в сопровождении семейства и свиты (1858), писатели Н. С. Лесков (Коневцу посвящён его очерк «Монашеские острова на Ладожском Озере», 1873), В. И. Немирович-Данченко, И. С. Шмелёв, А. Дюма, поэт Ф. И. Тютчев, архитектор А. М. Горностаев (надстраивал настоятельский корпус и составил первоначальный проект расширения собора), Д. И. Менделеев.

На всех посетителей этот остров производил неизгладимое впечатление. Вот как описывает своё видение острова  Коневец писатель А. Дюма-отец:

«…когда мы прошли лишь одну версту, мне показалось, что у нас под ногами нет земли, настолько почвенная поверхность быстро изменилась. Я еще никогда не видел подобного, находясь в России. У меня было впечатление, что мы попали в Швейцарию… Мы стали искать возможность спуститься в овраг, из которого исходили какая-то непонятная свежесть и прозрачные тени, гид указал нам на деревянную лестницу, состоящую из ста ступенек, мы быстро по ней спустились и оказались на дне чудеснейшей поляны, красоту которой невозможно ни описать пером, ни нарисовать. Деревья всей своей мощью стремились ввысь, стараясь вобрать в себя лучезарное солнце, они возвышались, как колонны в храме, стройные, прямые и смелые, а кроны их служили сводом этому величественному храму. Солнечные лучи, рассеянные этим сводом, превращались в золотой дождь, земля, казалась охвачена жидкими и струящимися потоками света, в то время как в глубине голубая атмосфера теряла свою прозрачность и напоминала цвет Лазурного грота».

В XIX веке в монастыре были построены каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы (1809) и колокольня (1812), каменный храм Николая Чудотворца в юго-восточной башне монастырского каре (1812-1815) и каменная часовня Святителя Николая у причала (1815), завершение здания монастырского каре.

После Октябрьской революции монастырь оказался на территории Финляндии. Он вернулся в состав России в 1940 году. С уходом финских военных частей монахи покинули остров.  После периода скитаний 32 коневских инока обосновались в усадьбе Хиекка коммуны Кейтеле, где монастырь просуществовал до 1956 года.

31 августа 1956 года десять оставшихся в живых монахов переехали в Ново-Валаамский монастырь в Папинниеми, взяв с собой чудотворную Коневскую икону. В 1991 году остров Коневец и монастырские постройки были переданы государством Санкт-Петербургской епархии. В ноябре того же года под полом нижнего храма были обретены мощи Преподобного Арсения – главная святыня монастыря.

В Сретенском храме находятся несколько икон Коневской Божией Матери, в том числе точный список с чудотворного образа, а также старинная икона, перенесённая из церкви с. Важины и, возможно, являющаяся единственной, происходящей из старого Коневского монастыря и ныне пребывающей в обители.

В настоящее время на острове можно увидеть в основном постройки XIX века. Память о первых веках существования монастыря хранят Монастырская бухта, Святая гора – самая высокая точка острова Коневец (34 метра), Змеиная гора – здесь жил старец Зосима, и Конь-камень – огромный ледниковый валун, где по преданию было языческое капище, разрушенное святым Арсением.

После ознакомления с литературой о Коневце непременно возникнет желание посетить этот прекрасный уголок России, чтобы насладиться удивительными природными ландшафтами и окунуться в волшебную тишину первозданной природы, а самое главное – посетить  старейшую на всём русском Севере церковь.