Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

«Был гениальным человеком»: виртуальный портрет (к 230-летию со дня рождения Николая Александровича Бестужева)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

"ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИТБЛИОТЕКА"

КИРОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

«Был гениальным человеком»

Виртуальный портрет

(к 230-летию со дня рождения Николая Александровича Бестужева)

«Если жить, то действовать».

Н. Бестужев

Перед Николаем Бестужевым (родился 24 апреля 1791 года в Петербурге, в известной дворянской семье) жизнь открывала блестящие перспективы, но судьба распорядилась иначе. 

Переломным моментом в жизни Николая Александровича Бестужева стал день 14 декабря 1825 года.

Участник восстания на Сенатской площади, он разделил участь сотен тысяч ссыльных каторжан Российской империи и умер в далёком Селенгинске Иркутской губернии в 1855 году, не дожив всего несколько месяцев до своего 64-летия.

Николай Бестужев был старшим сыном в семье моряка-артиллериста Александра Федосеевича Бестужева, принадлежавшего к известному в России дворянскому роду Бестужевых-Рюминых.

Александр Федосеевич, отец семейства,  был энергичным и разносторонним деятелем русской армии. Окончив в 1779 году Артиллерийско-инженерный кадетский корпус, он был оставлен в корпусе в качестве преподавателя. Служил в главной артиллерии и принимал участие в войне со шведами (1789-1790); в его бумагах сохранились три наградных аттестата, выданных за участие в боях.

Родители Николая Бестужева

Проверяя на практике свои, передовые по тем временам, педагогические идеи,  Александр Федосеевич Бестужев сам занимался домашним воспитанием и образованием детей.

Матери - Прасковье Михайловне Бестужевой – отводилась роль хранительницы домашнего очага. Ее материнским авторитетом поддерживались морально-нравственные семейные устои, которым следовали все её дети до конца своих дней.

Пятеро сыновей и три дочери Александра и Прасковьи Бестужевых росли в удивительной обстановке.

«…Отец тщательно и со знанием дела занимался собранием полной, систематически расположенной коллекции минералов нашей обширной Руси, самоцветных раненых камней, камеев, редкостей по всем частям искусств и художеств; приобретал картины наших столичных художников, эстампы граверов, модели пушек, крепостей и знаменитых архитектурных зданий, и без преувеличения можно было сказать, что дом наш был богатым музеем в миниатюре.

Такова была внешняя обстановка нашего детства. Будучи вседневно окружены столь разнообразными предметами, вызывающими детское любопытство, пользуясь во всякое время беспрепятственным доступом к отцу, хотя постоянно занятому серьезными делами, но не скучающему удовлетворять наше беспокойное любопытство; слушая его толки и рассуждения с учеными, артистами или мастерами, мы невольно, бессознательно всасывали всеми порами нашего тела благотворные элементы окружающих нас стихий.

Прибавьте к этому круг знакомства, не большой, но людей избранных; дружеские беседы без принуждения, где веселость сменялась дельными рассуждениями, споры без желчи; поучительные рассказы без претензий на ученость; прибавьте нежную к нам любовь родителей, их доступность и ласки без баловства и без потворства к проступкам; полная свобода действий с заветом не переступать черту запрещенного, и тогда можно будет составить некоторое понятие о последующем складе ума и сердца нашего семейства»     (Из воспоминаний брата Николая Александровича, Михаила Бестужева)

  • «Николай Бестужев был гениальным человеком, и, боже мой, чего он не знал, к чему не был способен!» (Из воспоминаний декабриста Н.И. Лорера)

Николай Александрович Бестужев остался в истории России и в памяти потомков не только как видный участник декабристского движения.

Прозаик, мемуарист, историк флота, автор статей по этнографии, археологии, экономике, художник, механик, изобретатель, естествоиспытатель и просветитель, - вот далеко не полный перечень занятий и увлечений Н.А. Бестужева, которым он посвящал время и отдавал силы на протяжении  своей необычайно яркой и трагической жизни.

Военная карьера

В 1802 году А.Ф. Бестужев определил старшего сына в Морской кадетский корпус, решив, что образование Николая не будет ограничиваться лишь специальными предметами. Одновременно с прохождением военной программы Н. Бестужев изучал дома политическую экономию, философию, логику, право, историю, а в Академии художеств посещал класс живописи.

Закончив в 1809 году Морской кадетский корпус в звании мичмана, Бестужев  был оставлен воспитателем и преподавателем в нём и вскоре снискал славу одного из лучших учителей-командиров. Н.А. Бестужев воспитал немало офицеров флота, превосходно знавших морское дело. В числе его воспитанников был и герой обороны Севастополя П.С. Нахимов.

В 1815 году Н.А. Бестужев участвовал в морском походе в Голландию, а в 1817 году во Францию. 15 июня 1820 года Николай Александрович был назначен помощником смотрителя Балтийских маяков в Кронштадте.

В Кронштадте, помимо школы для обучения матросов ремеслам и грамоте он устроил театр и при нем оркестр. Н.А. Бестужев был одновременно директором, режиссером, дирижером, художником и первым актёром, заслужив восторженные отзывы известного артиста В.М. Самойлова.

При этом, главным делом Н.А. Бестужева оставалась морская служба. В 1821-1822 году он организовал литографию при Адмиралтейском департаменте, а уже весной начал писать историю русского флота.

7 февраля 1823 года Николай Бестужев был награжден орденом Святого Владимира IV степени за организацию литографии.

В 1824 году на фрегате «Проворный» Бестужев в качестве историографа флота совершил плавания во Францию и Гибралтар.

12 декабря 1824 года был произведён в капитан-лейтенанты, а с июля 1825 года назначен директором Адмиралтейского музея. На этом поприще блестящий морской офицер Николай Бестужев добился многого. Он пополнил коллекцию музея уникальными экспонатами и моделями, организовал издание исторических гравюр в «Обществе поощрения художников». 

В работе над «Историей Российского флота» и другими трудами – такими, как «Записки о Голландии», очерк «Гибралтар», -  Н.А. Бестужев проявил себя не только как талантливый историк, но и как одарённый литератор. Н.М. Карамзин полагал, что «если кто-нибудь и мог продолжить его «Письма русского путешественника», то только Николай Бестужев».

Участие в декабрьском восстании, лишение чинов и дворянства,  заключение в Шлиссельбурскую тюрьму, сибирская каторга, ссылка

В 1824 году Н.А. Бестужев был принят в Северное общество. В день восстания четыре брата Бестужевых - офицеры Пётр, Николай, Михаил и Александр – были на Сенатской площади. Николай привел на площадь Гвардейский морской экипаж, став таким образом «главным действующим лицом» дня, поскольку на этот экипаж «революционный штаб возлагал все надежды» (Нечкина М.В. Восстание 14 декабря 1825 г.)

После разгрома восстания Бестужева и других декабристов, среди которых были его родные братья, ждал неизбежный арест. Закованный в ручные кандалы, Бестужев был доставлен в Петропавловскую крепость и посажен в Алексеевский равелин. В своих показаниях Николай писал о причинах, побудивших его к вступлению в тайное общество: «предан будучи душевно своему отечеству, желая видеть его цветущим, не мог не соболезновать на все неустройства, существующие во всех частях».

Николая и Михаила Бестужевых, приговорённых к 20-летней каторге и вечному поселению, ждала Сибирь. Но прежде ему и другим декабристам, избежавшим смертной казни, пришлось пережить процедуру казни гражданской и унизительный обряд лишения чинов и дворянства. Обряд над бывшими флотскими офицерами был исполнен в Кронштадте, на военном корабле.

Первой станцией на пути многих декабристов в Сибирь был Шлиссельбург.

Содержание арестованных в Шлиссельбурге было почти таким же строгим, как и в Алексеевском равелине: на прогулки их не выводили, общаться между собой не разрешали.

Комендант «Государевой тюрьмы» генерал-майор Плутанов, по свидетельству Михаила Бестужева, обратил «… это заведение в род аренды для себя и своих тюремщиков за счет желудков несчастных затворников, получавших едва гривну медью на дневной харч, когда положено было выдавать 50 копеек ассигнациями. Этот Плутанов в свое 30-летнее управление до такой степени одервенел к страданиям затворников, что со своими затверженными фразами… походил скорее на автомата, чем на человека, сотворенного Богом».

Братья Николай и Михаил Бестужевы томились в Шлиссельбургских казематах до сентября 1827 года, в соседстве с Иваном Пущиным, Александром Пестовым, Василием Дивовым и другими декабристами, а затем были этапированы в Сибирь.

Потекли долгие годы каторги и ссылки.    Читинский острог, Петровский завод, Селенгинск…

«Если жить, то действовать»

Писатель и историк Натан Эйдельман в своей книге «Большой Жанно. Повесть об Иване Пущине»,  написанной в форме дневника от лица главного героя, рисует портрет   Николая Александровича Бестужева:

«Число искусств и ремесел, коими владел Н.А. Бестужев... исчислению не поддается, ибо... ...он вообще полагал, что за два-три дня можно любому делу обучиться – и домостроительному, и актерскому, и зубоврачебному, и ювелирному, и литографскому, и какому угодно. В Бурятии до сей поры, я точно знаю, о нем легенды ходят как о добром чародее, и, говорят, один старик к могиле его лет тридцать носил кое-какие съестные припасы, чтобы «не тужил улан-орон» (то бишь красное солнышко) Бестужев».

Среди многочисленных талантов и увлечений Николая Бестужева особое место занимали рисование и живопись.

Николай Александрович был замечательным рисовальщиком. Он владел приёмами письма маслом и гуашью (акварельными красками, растёртыми с белилами), кроме того, освоил кропотливую и тонкую технику миниатюры на слоновой кости.

По прибытию в Читу Бестужев нарисовал портрет любимой женщины, Л.И. Степовой. Это была миниатюра на слоновой кости, выполненная по памяти. Поистине ювелирная работа: кончиком тонкой кисти гуашью написаны лицо, локоны, кружевной чепец, воротник, передана сложная фактура ткани. С этой миниатюрой Николай Александрович не расставался до конца своих дней.

Портрет Любови Ивановны Степовой. Миниатюра на слоновой кости, 1828 год

В Чите и Петровском заводе Бестужев создал портретную галерею декабристов, их жён и детей, городских жителей (115 портретов).  Портретная галерея кисти Николая Бестужева, сохранившаяся в оригиналах и копиях до наших дней, стала важнейшим иконографическим источником всего декабристского движения.

Сохранилось более десятка пейзажей местностей, живописных ландшафтов с видами Читы и Петровского завода, созданных Бестужевым.

Мария Волконская на фоне тына Читинского острога. Акварель Николая Бестужева, 1828 год

В Сибири Бестужев написал большую краеведческую статью «Гусиное озеро» - первое естественнонаучное и этнографическое описание Бурятии, ее хозяйства и экономики, фауны и флоры, народных обычаев и обрядов. В этом очерке вновь сказалась многосторонняя одаренность Бестужева - беллетриста, этнографа и экономиста.

Николай Бестужев. Ворота Читинского острога

Тогда же им был написан политический трактат «О свободе торговли и вообще промышленности», художественные и мемуарные произведения, сочинения по механике. Бестужев не мог и не успел осуществить многие из своих творческих замыслов, и, тем не менее, его литературное наследие весьма значительно.

В автобиографическом рассказе «Шлиссельбургская станция» (1832) Николай Александрович сделал любопытные зарисовки будней уездного города, в котором ему довелось провести несколько месяцев в тюремных застенках: «За мной остались Пелла и Славянка; я уже подъезжал к Шлиссельбургу, но как человек, служивший на море и редко имевший случай ездить сухим путем, особенно в русском почтовом экипаже, очень чувствовал разницу между сухопутным и водяным сообщением, хотя в настоящем случае я имел бы право сказать, что еду по морю грязи, сопутствуемый прыжками, толчками и ухабами. Налево изредка только открывалась сердитая Нева, катившая быстро свои волны, или какая-нибудь дача, заставлявшая меня высовывать нос из шинели. Мне хотелось полюбоваться каким-нибудь видом, но дождь закрывал все отдаленные предметы, а ранняя осень обезобразила все картины, обнажив почти деревья; желтые листья, сорванные ветром, неслись с дождем, перегонял мою повозку. Наконец, избитый и мокрый, не отдохнув взором ни на одном предмете, я увидел Шлиссельбург! Мы въехали в город, и, странное дело! первый предмет, привлекший мое внимание, был аист, свивший гнездо свое на трубе почтового дома. Он стоял и важно поглядывал кругом, как будто обозревая небосклон и замечая, с которой стороны очистится небо, чтобы судить о будущей погоде, может быть, для задуманного им путешествия. Я в первый раз увидел эту птицу в наших северных странах и спросил у извозчика: водятся ли эти птицы здесь? «Нет, барин, прежде не видать было, – отвечал он, – а эта уже четвертый год, каждую весну здесь выводит детенышей и улетает осенью на теплые воды. Дивлюсь, что она еще здесь, ей давно пора лететь». – Она умнее меня и не хотела пуститься в дальний путь в такую скверную погоду, – сказал я, слезая у почтового дому с повозки и стряхивая шинель, с которой текла вода ручьями!».

  • Бестужев обладал выдающимися техническими способностями. Некоторые из изобретений Николая Бестужева получили его имя.  Ещё служа в морском корпусе, он придумал особую спасательную лодку – «бестужевку», в Сибири построил особую экономичную «бестужевскую печь» и т. д.
  • Он очень быстро усваивал всевозможные виды ручной работы и в его голове постоянно зарождались разные творческие идеи. На каторге и поселении Николай Бестужев занимался сапожным, ювелирным, токарным, часовым делом, другими видами ремёсел.
  • В читинской тюрьме Николай, практически, без всяких инструментов, сделал часы, которые ходили, не останавливаясь, по 4 года и отличались необыкновенно правильным ходом.
  • Чинил он также в Сибири мельницы, устраивал огороды, парники, кожевенные заводы, шил сапоги, фуражки, придумал ювелирные украшения, самопишущие метеорологические приборы и т. д..
  • Николай Александрович проводил метеорологические, сейсмические и астрономические наблюдения. Декабрист одним из первых стал отмечать неконтролируемое истребление лесов, вызывающее обмеление болот, рек и снижение урожайности.
  • Выращивал табак и арбузы, пытался организовать тонкорунное овцеводство. Описал Гусиноозерское месторождение каменного угля. Проводил исследования по этнографии и археологии, собирал бурятские песни и сказки. Открыл следы оросительных систем у первых земледельцев Забайкалья, петроглифы вдоль Селенги.

Пережив ещё до ареста любовную драму (её героиней была Любовь Ивановна Степовая), он не был официально женат,  в ссылке жил в гражданском браке с буряткой, имел от неё двоих детей. Дочь Бестужева Екатерина и его сын Алексей воспитывались в доме селенгинского купца Дмитрия Старцева, получив от него фамилию и отчество.

Памятник Н.А. Бестужеву в Новоселенгинске

Н.А. Бестужев покинул этот мир в тяжёлое для России время, до конца своих дней оставаясь гражданином и патриотом. Его брат Михаил вспоминал: «Успехи и неудачи севастопольской осады его интересовали в высочайшей степени. В продолжение семнадцати долгих ночей его предсмертных страданий я сам, истомленный усталостию, едва понимая, что он мне говорил почти в бреду, - должен был употребить все свои силы, чтобы успокоить его касательно бедной погибающей России. В промежутки страшной борьбы его железной, крепкой натуры со смертию он меня спрашивал: «Скажи, нет ли чего утешительного?».

Причиной безвременной кончины Николая Бестужева стала жестокая простуда.

Кажется весьма достоверным факт, приведённый его современником Б.В. Струве в книге «Воспоминания о Сибири»: «Умер Н.А. Бестужев… совершив подвиг истинного человеколюбия: возвращаясь в марте из Иркутска в Селенгинск, он нагнал на Байкале двух пеших старушек-странниц, при постепенно усиливавшейся метели.  Он вышел из своей повозки, усадил в неё этих старушек, а сам сел на козлы и так продолжал переправу через Байкал. При этом он простудился; приехав в Селенгинск, слёг в постель и через несколько дней скончался, как праведник».

Николай Александрович похоронен на старом городском кладбище. На могиле Бестужева жители Селенгинска установили памятник в знак особой признательности декабристу-просветителю.


Публикация дополнена автопортретами Н.А. Бестужева, написанными им в разные годы жизни.