"От сердца к сердцу - только этот путь...": обзор жизни и творчества Ольги Фёдоровны Берггольц
"У Победы лицо не девчоночье,
а оно как могильный ком.
У Победы лицо не точёное,
а очерченное штыком.
У Победы лицо нарыдавшееся.
Лоб её, как в траншеях бугор.
У Победы лицо настрадавшееся –
Ольги Фёдоровны Берггольц".
Евгений Евтушенко
Имя Ольги Берггольц у многих ассоциируется, прежде всего, с блокадным Ленинградом. В годы войны в Ленинграде не было ни одного человека, кто не слышал бы имени Ольги Берггольц, кто не узнавал бы её родной, с лёгкой картавинкой голос, летевший во время войны из чёрных «тарелок» и уличных репродукторов. Ольга Берггольц стала музой для тех, кто находился в блокадном городе. Её творчество заставляло обессилевших людей продолжать жить за гранью человеческих возможностей.
От имени своего поколения Ольга Берггольц написала немало стихов, наполненных оптимизмом и радостью, а также – горьких и трагических, проникнутых болью и сомнениями.
Вспомним вехи её жизненного пути, прочтём отрывки из дневников поэтессы, строки стихов, вглядимся в её фотографии…
Вот она смотрит на нас с одной из них: красивая девочка с золотистыми косами, - такой она запечатлена в пору юности.
А до этого было детство за Невской заставой, на старой питерской окраине, где она родилась 16 мая 1910 года. Её отец, Фёдор Христофорович, был врачом, в Гражданскую войну служил хирургом. Отрочество Ольги прошло в Угличе, куда мать, Мария Тимофеевна, увезла их с сестрой из голодного Петрограда. Это был счастливый период в её жизни. Потом отец привёз их обратно на Невскую заставу, где Ольга училась в трудовой школе и мечтала о кепке и кожаной тужурке. Вся молодёжь тогда была охвачена романтикой только что отгремевшей Гражданской войны.
Начало творческого пути
Первые стихи она начала писать, когда училась в школе. Придя однажды в Союз поэтов, Ольга Берггольц повстречалась с К.И.Чуковским. Вот как сама Ольга Фёдоровна вспоминала об этом:
«…я со своими косичками, достигавшими колен, толкнула близсидящую бабулю и спросила: «Кто это?» Она посмотрела на меня как на не совсем нормальную и ответила с глубочайшим презрением: «Господи, Боже мой, ну это Корней. Корней Иванович Чуковский». Мир передо мной мгновенно перевернулся, и я поняла, если я не прочту Корнею Ивановичу своих стихов, меня в жизни больше не будет. И спросила: «А можно я прочту стихи?» После прочтения стихотворения «Я каменная утка» Чуковский сказал: «Товарищи, это будет блистательный русский поэт».
В 1934 году у Ольги Берггольц вышла первая книга «Стихотворения». Она показала её М. Горькому - тот книгу одобрил.
После школы Ольга стала работать курьером в «Красной газете» и постепенно открывала для себя искусство поэзии в литературной группе «Смена». В тот же период встретила своего будущего мужа поэта Бориса Корнилова, отца своей первой дочери. Борис Корнилов - автор популярной «Песни о встречном» («Нас утро встречает прохладой…»). Но счастье было недолгим, они расстались. А потом наступил тридцать восьмой год, Корнилов был арестован и расстрелян; реабилитирован только в 1957 году.
Годы испытаний
Со своим вторым мужем Николаем Молчановым Ольга познакомилась в Ленинградском университете, где они вместе учились. Это был мужчина её жизни; они очень любили друг друга. После окончания учёбы вместе уехали в Казахстан, работали в газете «Советская степь».
Николай вскоре был призван на военную службу, воевал с басмачами и однажды попал в плен. После жестоких издевательств (басмачи закопали Молчанова в землю по плечи, он три дня мучился под палящим солнцем – пока его не освободил конный разъезд) муж Ольги Берггольц остался инвалидом.
В 30-е годы О.Ф. Берггольц работала на «Электросиле» редактором заводской газеты, с декабря 1937 по сентябрь 1938 - в неполной средней школе № 6 Московского района учителем русского языка и литературы в седьмых классах, а жизнь уже готовила им с Николаем новые испытания. Берггольц обвинили в подготовке покушения на первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Андрея Жданова; об этом она написала в «Попытке автобиографии».
«В 1937 году меня исключили из партии, через несколько месяцев арестовали. В 1939-м я была освобождена. Полностью реабилитирована и вернулась в пустой наш дом (обе доченьки мои умерли ещё до этой катастрофы). Душевная наша рана, моя и Николая, зияла и болела нестерпимо. Мы ещё не успели ощутить во всей мере свои утраты и свою боль, как грянула Великая Отечественная война, началась блокада Ленинграда».
Ещё один ребёнок Ольги Берггольц и Николая Молчанова погиб до рождения: когда Берггольц оказалась в тюрьме и из неё "выбивали" показания...
"Знаю, знаю – в доме каменном
Судят, рядят, говорят
О душе моей о пламенной,
Заточить её хотят.
За страдание за правое,
За неписанных друзей
Мне окно присудят ржавое,
Часового у дверей…"
Тюрьма травмировала её на всю жизнь. Но из этого испытания она вынесла вызывающе бесстрашную душу.
Военные будни
Лишь военное лихолетье заставило её по-настоящему очнуться после пережитого. Теперь горе было у всех общее.
Из дневника Ольги Берггольц: «То, что мы останемся в Ленинграде, как бы тяжело не сложилась его судьба, - это мы с Николаем решили твёрдо с первых дней войны. Я должна была встретить испытание лицом к лицу. Я поняла: наступило моё время, когда я смогу отдать Родине всё – свой труд, свою поэзию. Ведь жили же мы для чего-то все предшествующие годы…»
"Мы предчувствовали полыханье
Этого трагического дня.
Он пришёл. Вот жизнь моя,
дыханье.
Родина! Возьми их у меня!"
Вера Кетлинская, руководившая в 1941 году Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц. Спросила, чем она может быть полезна. Кетлинская направила её в литературно-драматическую редакцию Ленинградского радио.
Вскоре голос Ольги Фёдоровны Берггольц стал самым родным и долгожданным в блокадных холодных квартирах для тысяч ленинградцев. Этот голос давал надежду на жизнь, объединял обессилевших, истощённых людей.
"…Я говорю с тобой под свист
снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…"
Ольга Берггольц вела беседы с ленинградцами о блокадных буднях, о мужестве, человеческой стойкости и вере в долгожданную победу. Продолжением этих бесед были стихи. Они шли от сердца к сердцу, доверительные, правдивые. Ведь писал их человек, который страдал и боролся за жизнь вместе со всеми ленинградцами.
На Доме радио установлен бронзовый барельеф её памяти.
Именно она, Ольга Берггольц, первая написала о Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде, восприняв её, как взнос композитора-патриота, помогавшего своим оружием защищать Ленинград.
Ольга Берггольц выступала не только по радио, она неоднократно бывала на передовой, где читала свои стихи бойцам. Из воспоминаний поэтессы: "Мне нужно было выступать на передовой. А тут приехал Фадеев. "Ольга! Вот здорово! Выступим вместе". Подъехали к контрольно-пропускному пункту. "Здравствуйте, товарищи писатели! Ваши документы?" Я протянула пропуск на право круглосуточного входа и выхода из города-фронта. Фадеев такой пропуск оформить не успел. "Ребята, неужели вы меня не знаете?" "Не только знаем, но и читали, Александр Александрович! "Разгром" даже в школе изучали. Только вот документа у Вас нет. А без него – не положено. Подождите здесь. Извините. А Вас, Ольга Фёдоровна, я провожу, а то здесь минное поле…"
Её стихи, её страстное публицистическое слово поддерживали людей, давали им силы, вселяли уверенность в долгожданную победу. И когда этот день настал, она прочитала в микрофон своё стихотворение "Встреча с Победой":
"Я четыре года самой гордой –
русской верой - верила любя,
что дождусь –
живою или мёртвой,
всё равно, -
но я дождусь тебя."
Ольга Фёдоровна Берггольц была награждена орденом Трудового Красного Знамени, стала лауреатом Государственной премии. Самой дорогой наградой для неё были медаль "За оборону Ленинграда" и Почётный знак ветерана Невской Дубровки. Здесь, на одном из самых страшных участков Ленинградской битвы, ей не раз приходилось читать свои стихи бойцам Красной Армии.
После войны бывшие воины 45-й гвардейской дивизии рассказывали, что в самые торжественные дни Ольга Фёдоровна – всегда у них в президиуме. А в "праздник с сединою на висках" первый тост по традиции – за погибших, а второй - за неё. Стоя!
Ольга Берггольц посвятила героической обороне Ленинграда такие произведения, как «Ленинградская поэма», «Февральский дневник», «Ленинградская тетрадь» (1942), «Памяти защитников (1944), пьесу «Они жили в Ленинграде» и другие.
Дневники поэтессы, которые она вела всю жизнь, были рассекречены в 2009 году.
Последние шестнадцать лет своей жизни О. Ф. Берггольц прожила в одиночестве.
Скончалась Ольга Фёдоровна в 1975 году в Ленинграде и была похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. В 2005 году на могиле была установлена скульптурная композиция. Она представляет собой контуры окна, напоминающего четырёхконечный крест (работа петербургского скульптора Владимира Горевого).
Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе Санкт-Петербурга.
В Ленинграде на Пискарёвском кладбище на стеле выбиты слова ленинградской поэтессы «Никто не забыт и ничто не забыто…», которые и по сей день являются святыми для всех ленинградцев и их потомков.
Книги О. Ф. Берггольц и материалы о ней (из фонда Кировской центральной библиотеки):
Берггольц,О. Собрание сочинений: В 3-х т./ Под ред. Л. Рулёвой. - Л. Т.1.: Худож. лит. - 1972.-288 с.
Берггольц, О. Собрание сочинений: В 3 т./ Редкол. Г.Горбвский и др. Т.1: Стихотворения, 1921-941; Проза, 1930-1941: Повести и рассказы; Статьи и очерки/сост.М. Берггольц.- Л. : Худож. лит.- 1988.- 680 с.
Берггольц, О. Собрание Сочинений: В 3.т./ Редкол. Г. Горбовский и др. Т.2: Стихотворения, 1941-1953; Проза 1941-1954: Говорит Ленинград; Очерки и статьи/сост. М. Берггольц – Л. Худож лит.- 1989.- 431 с.
Берггольц, О. Дневные звёзды; Говорит Ленинград; Статьи/ Сост. М. Берггольц.- Л.: Худож лит.-1985.- 256 с.
Берггольц, О. Стихи/ Под. Ред. Н. Крюкова. - М. - Госиздат. Худож. лит. -1962.-223 с.
Берггольц, О. Ленинград; Стихи/Под. ред. Е. Ковальчик.-М., : Советский писатель, 1944.-79 с.
Берггольц, О. Стихи о Ленинграде/ Под. ред. С. Орлова. - Л. : Лениздат. - 1967.-с 34
Берггольц,О. Стихотворения/ Под ред. Н. А. Чекулина// Ольга Берггольц. -Л.: Лениздат. - 1966. с.115.
Берггольц, О.Поэмы/ Ольга Берггольц.- Л.: Лениздат. - 1974.-220с.
Соколовская, Н. «Тюрьма – исток победы над фашизмом»/Соколовская Наталия//Знамя.- 2010.-№3.- с. 153-162.
Филиппов, А. Ольга Берггольц: живой символ блокады Ленинграда/Алексей Филиппов// Караван историй.- 2015 -№1 – с. 172-185