Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

Дорога Победы

В начале февраля 2023 года исполняется 80 лет с начала работы легендарной Дороги Победы.

Шлиссельбургской трассой, Шлиссельбургской магистралью и нередко - «коридором смерти» называли в своих документах железнодорожники Октябрьской железной дороги 33-километровую железнодорожную линию Шлиссельбург-Поляны.

С предложением внести изменения в областной закон «О праздничных днях и памятных датах Ленинградской области» и установить новую памятную дату Ленинградской области – «День начала работы «Дороги Победы» в 1943 году – 5 февраля» к парламентариям обратилась директор Историко-краеведческого фонда «Люби свой край» Ирина Стоян.

Депутаты Законодательного собрания ЛО Михаил Коломыцев и Андрей Гардашников разработали законопроект, который был принят 26 октября 2023 года. Законодательное закрепление дня начала работы Дороги Победы увековечит память об этом важном военно-историческом событии для будущих поколений жителей Ленинградской области.

Кировская центральная библиотека предлагает вам познакомиться с материалами выставки «Подвиг в «коридоре смерти», посвященной 80-летию начала работы железной дороги «Шлиссельбург – Поляны – Дороги Победы.

 

Дорога жизни. Дорога Победы: практ. путеводитель/ [авт. Идеи и отв. ред. И.Н. Стоян]- Санкт-Петербург: б.и.-2016.-71 с.: ил.-(Военными дорогами Приладожья).

Один из популярных военных маршрутов ленинградцев-петербуржцев и гостей города – история Ладожской ледовой дороги, по которой в самый период блокады доставлялось продовольствие в осажденный Ленинград, эвакуировалось население. Дорога сыграла важную роль в спасении многих горожан от неминуемой смерти и подготовке военных операций по прорыву блокады Ленинграда – это ни у кого не вызывает сомнения.

 Книга, предлагаемая вашему вниманию, создана творческим коллективом историков и краеведов под руководством директора историко-краеведческого фонда «Люби свой край» Ирины Николаевны Стоян.

 «О Дороге жизни говорится много, а вот о Дороге Победы информацию практически не найти. Мы разработали новый маршрут до Кобоны, чтобы о Дороге Победы не забывали»– рассказывала И. Стоян.

Одна из глав путеводителя посвящена строительству трассы Шлиссельбург – Поляны и ее работе.

После прорыва Блокады Ленинграда (18 января 1943 года) Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве небольшой, но очень важной ветки, протяженностью 33 км, способной обеспечить связь города с Большой землей. Была проведена большая подготовительная работа: разминирование, техническая разведка, разбивка и расчистка       трассы.
Каждый метр земли был буквально нашпигован минами. Только за первые дни строительства команды минеров-подрывников уничтожили более двух тысяч мин, артиллерийских снарядов и авиабомб.

 Основные работы начались 25 января 1943 года и шли без перерыва круглосуточно. Высокими темпами строилась через Неву свайно-ледовая железнодорожная переправа. Чтобы соединить берега Невы у самого ее истока, надо было забить 2650 свай, переработать более 300 кубометров леса. Труд строителей происходил в невероятно тяжелых условиях: открытое со всех сторон ледовое поле реки, январские морозы, пронизывающий до костей ветер с Ладожского озера и непрекращающиеся артиллерийские обстрелы, бомбежки, от которых негде укрыться.

Железная дорога Шлиссельбург-Поляны с мостовым переходом через Неву вступила в строй на трое суток раньше срока, чем предусматривалось. 6 февраля 1943 года после 17-месячного перерыва Ленинград был соединен стальными путями со страной.

 7 февраля 1943 года в 10 часов 09 минут поезд (локомотив Э-708-64) с лозунгом на паровозе «Привет героическому Ленинграду!», разорвав красную ленточку, медленно подошел к перрону Финляндского вокзала. Вел его ленинградский машинист Иван Пироженко с помощником Виктором Дятловым и кочегаром Иваном Антоновым.

С 7 февраля по 30 декабря 1943 года в Ленинград прибыло 3105 поездов, а из Ленинграда отправлено 3076 поездов. Город получил по Дороге победы 4 млн. 442 тыс. тонн различных грузов. С 22 февраля 1943 года ленинградцы стали получать продовольствие по нормам Москвы, а больным дистрофией нормы были значительно выше.

 О подробностях строительства дороги вы узнаете, познакомившись с книгой И. Стоян.

Морсова, Н. Шлиссельбургская магистраль: от «коридора смерти» к «дороге бессмертия»/Наталья Морсова// Природа и человек. ХХI век.-2015.-№ 5.-с.66-70.

Секретная железнодорожная магистраль в окрестностях осажденного Ленинграда была построена на небольшом клочке земли возле Шлиссельбурга, отвоеванного советскими войсками в январе 1943 года.

Об этой трассе мало кто знал. Ее называли «коридором смерти»: слишком многими жизнями пришлось поплатиться за победу. Железная дорога строилась под непрерывным огнем вражеской артиллерии и авиации и проходила по торфяным болотам и по льду реки Невы, протяженностью 33 км, и соединила Шлиссельбург и платформу Поляны. Построить ее было необходимо за 20 дней. Шлиссельбургская магистраль просуществовала около года. С таяньем льда в апреле 1943 года ее реконструировали. На первый взгляд кажется, что жертвы были напрасными. Понимание подвига, который совершили строители магистрали, пришло позже, когда по переправе прошел первый эшелон, он вез танки. Первые поезда шли по трассе с погашенными огнями, со скоростью до 5 км в час, вначале с интервалом в 20 минут, а позже через каждые 3-5 минут. В Ленинград везли продовольствие и другие грузы. 75 процентов всех грузов в город поступило именно по Шлиссельбургской магистрали, остальные 25 – по Ладоге. Для обреченных на полное вымирание его жителей, становится понятным ее другое название – Дорога Победы, «дорога бессмертия».

Хочется познакомить читателей со статьей из краеведческого фонда библиотеки краеведа Владимира Утькова, написанную еще к 50-летию Победы – Утьков, В. Под пулеметной пургой/Владимир Утьков//Ладога.-1995.-14 марта.-с. 3; 21 марта.-с. 2; 23 марта.-с. 3.

Речь в статье идет о людях, благодаря самоотверженному труду, смекалке которых осуществлялось строительство дороги. Часто без обуви, теплой одежды, еле волоча ноги, выходили на трассу. Многие умирали, не дойдя до работы. Есть свидетельство: в д. Лаврово привезли 1290 метростроевцев. Работать могли лишь 800 человек, а 400- опасно больны. Вскоре 180 умерли от дистрофии.

 Но люди творили чудеса. Рельсы снятые со второго пути на Петрозаводск, перевозили на станцию Войбокало. Оттуда их на трассу можно было доставить только на «полуторках». Но длина рельсы больше самой автомашины. И выручала знаменитая русская смекалка: снимали дверцы у кабины, привязывали по бокам рельсы и в таком виде нечто несуразное упрямо двигалось на трассу в тридцатиградусный мороз. Только русский мужик способен вынести такое. А там ждали женщины. Оттирали закоченевших шоферов, разгружали рельсы, и стальные нитки, наперекор врагу, ползли к Ладоге…

Тему продолжает статья Веры Череневой «Ветка жизни. Как строили железную дорогу, спасшую Ленинград в блокаду» (Российская газета. -2020.-26 февраля. - №41). - с.18.)

Работа велась в сложнейших условиях. Холод, влажность, отсутствие техники и инфраструктуры. В основном на строительных работах были задействованы женщины. Они рубили деревья в лесу, забивали сваи, засыпали камни. Стройку каждый день бомбили.  Изыскатель Грязнов в своих воспоминаниях рассказывал, как однажды он стал свидетелем разрыва снаряда, который упал в груду женщин, работавших на засыпке камня по опоры. Погибших хоронили здесь же, у дороги…

Тем не менее за 17 дней дорога была построена. Состав с 800 тоннами сливочного масла, прибывший в город 7 февраля, пришли встречать тысячи ленинградцев. До полного освобождения города оставалось около года. но восстановление железнодорожного движения воспринималось как первый шаг к мирной жизни.

Правда в том, что дорога была построена чудом и функционировала тоже чудом. В первые дни ветка принимала один-два поезда в сутки. Сама дорога была однопутная, рельсы на низководном мосту были положены на лед, на высоководном сваи были вбиты в лед. Все проектировщики и изыскатели с тревогой ждали весны 1943 года, когда потеплеет. Несмотря на немыслимую технологию, ни один поезд не упал с высоководного моста, ни один не провалился под лед на низководной переправе. Но дорогу постоянно бомбили… Когда изыскатели и строители ушли с Дороги Победы, вахту приняли железнодорожники. Была организована 48-я паровозная колонна численностью 600 человек. Бригады водили поезда караванным методом, по 30 поездов в каждой колонне. Одну ночь все поезда шли в Ленинград, другую – из Ленинграда. Это позволило значительно увеличить количество составов. Расстояние между поездами было иногда по несколько сотен метров.

На трассе выставили регулировщиц, их называли «живыми светофорами». Хрупкие девушки по 12 часов стояли в лесу с фонарями и регулировали движение, вовремя предупреждая машинистов о разрушенных путях. Дорогу бомбили более 1200 раз. Починкой участка занимались кондукторы – тоже в основном девушки, после починки участка поезд двигался дальше. Дорога, построенная на чистом энтузиазме, в значительной мере спасла Ленинград и приблизила его освобождение. За год с небольшим, пока функционировала Дорога Победы, по ней прошло свыше 6 тысяч поездов. За это время здесь были убиты и ранены более тысячи восстановителей, движенцев, машинистов, кондукторов.

Бесстрашный кочегар Таня Лысова//Вести. - 2014.-6 июня.

Среди героев Дороги жизни хочется рассказать о молодой девушке Тане Лысовой. Ей было всего 23 года и 15 июня 1943 года она погибла. Известно про Таню не очень много. В Ленинграде в начале войны она окончила краткосрочные курсы паровой тяги в 1941 году и была принята на работу в паровозной депо станции Ленинград-Выборгский. В паровозной бригаде была третьим лицом – кочегаром…

Железнодорожная линия Шлиссельбург-Поляны, на которой трудилась девушка в 1943 году, постоянно подвергалась артиллерийским обстрелам и бомбардировкам.  Она была отлично видна с Синявинских высот, где находились немцы. Вражеские наблюдатели не сводили глаз с дороги. Днем моментально засекали дымок над паровозом, ночью – свет локомотивных фар. За все время ее существования артобстрелы, бомбардировки более 1200 раз разрушали железнодорожный путь и линии связи. Мужество и стойкость проявляли поездные и локомотивные бригады. Каждая поездка была подвигом. Дорогу официально называли Дорогой Победы, а железнодорожники окрестили ее «коридором смерти». Более 200 железнодорожников погибли… Но это была главная коммуникация Ленинграда до его полного освобождения. В результате ее работы в 1943 году было доставлено грузов в 2,5 раза больше, чем по водно-ледовой Дороге жизни.

В дневнике начальника 48-й паровозной колонны резерва НКПС Н.И. Кошелева от 18 июня 1943 года можно найти один из характерных эпизодов Шлиссельбургской магистрали: «Поезд № 927 подвергся бомбардировке. Часть состава разбита. Ранен помощник машиниста Павлов. Паровоз 718 - 30 подвергся обстрелу. Повредило тормозную магистраль. Путь засыпало землёй. Исправление магистрали и расчистка пути произведены силами бригады. При очередном обстреле сгорел турный вагон. Ранены оба машиниста – Баранов и Амосов, кочегар Климентьева. После перевязки Амосов вернулся к реверсу и довёл поезд. Вся бригада вела себя героически, от огня спасены многие вагоны».

Таня Лысова была кочегаром паровоза ЭУ-70883. Все восхищались ее бесстрашием. А она просто не могла иначе. Тане Лысовой не раз приходилось работать под самым обстрелом врагом, и от того, как она, кочегар, держала пар, зависело, успеет ли проскочить поезд через злополучный и практически полностью пристреленный противником участок дороги.

В марте 1943 года под яростной бомбежкой в Тихвине, когда бомбы попали в цистерны с горючим, а рядом стояли вагоны с боеприпасами, Таня Лысова вместе с другими отцепляла горящие вагоны. Не чувствуя ожогов, сбрасывала она тяжелые стяжки сцепления, а потом, когда дело было сделано, перевязывала раненых солдат. «Кончились не только бинты, даже нательное белье. Морщась, Татьяна поглядывает на свои обожженные руки – как        такими     перевязывать…»  

14 июня 1943 года в железнодорожном клубе «Красный путь» всем паровозникам, отличившимся на обслуживании этой линии, вручали медали «За оборону Ленинграда». Среди награжденных была и Таня Лысова. Этот вечер был последним в ее жизни…

15 июня 1943 года на подходе к станции Поляна поезд, который вела комсомольская бригада Василия Еледина, подвергся сильному артиллерийскому обстрелу. Один из снарядов попал в служебный вагон, в котором отдыхала перед дежурством кочегар Таня Лысова. Прямое попадание – снаряд разворотил крышу. Вагон загорелся. Окровавленную девушку вынес из огня машинист Василий Еледин, но спасти ее не удалось.

Товарищи похоронили Таню Лысову недалеко от входных стрелок станции Поляна. Могилу рыли всей бригадой. На простой фанерной дощечке, прикрепленной к столбику, машинист паровоза и его помощник оставили надпись: «Любимой Тане Лысовой, комсомолке паровоза ЭУ-70833. Ты была энергичной, боевой и бесстрашной. Мы тебя никогда не забудем!»

 Паровоз, Танин паровоз, дал три коротких свистка, будто птица тревожно вскрикнула.  Больше всего Тане хотелось стать машинистом. Даже курсы специальные окончила. Когда ребята примолкали от усталости, любила Таня повторять: «Наш паровоз привычный, все выдержит».

 В 1969 году у поселка Приладожский был установлен памятник «Дорога Победы». Надпись на стеле гласит: «1943-1944. Здесь после прорыва блокады под огнем врага были построены переправы и ж/д линия, связавшая осажденный Ленинград со страной». Перед стелой символически уложен участок железнодорожного пути. Правда, как отмечают исследователи, место памятника выбрано не совсем точно, так как пересечение железной Дороги Победы с нынешним Мурманским шоссе находится в 3,5 км западнее.

 Память о строителях железной дороги увековечили. На станции Петрокрепость установлен мемориал «Стальной путь». Памятник состоит из стелы высотой 8 метров, на которой находятся барельефы железнодорожников и мемориальная надпись «Героям железнодорожникам за доблестный труд и подвиг на Дороге жизни в суровые годы обороны Ленинграда 1941-1944» . Рядом со стелой на вечную стоянку установлен паровоз ЭМ-721-83 1933 года постройки. Мемориал создан в 1973 году. Авторы проекта архитектор И.Г. Явейн, скульптор Г.Д. Гликман увековечили подвиг железнодорожников, которые восстановили связь между Ленинградом и Большой Землей.

 

Обзор по материалам краеведческого фонда Кировской

центральной библиотеки подготовила М. Слугина,

гл. библиограф.

Фотогалерея: