Встречаются такие авторы – творцы одного произведения. Одной песни, одной картины, одной книги. Сочинений могло быть много, но шлягером или культовым  - стало только одно. Как правило, первое. Нечто подобное случилось с известным польским писателем Янушем Л. Вишневским.

Его роман «Одиночество в сети» только в России издан тиражом более 500 тысяч экземпляров. Роман экранизирован. Спектакли на его основе ставятся по всему свету. Он переведен на несколько языков мира – русский, хорватский, литовский чешский, английский, китайский, вьетнамский. Нет перевода только на немецкий язык. Януш Вишневский сам говорит, что в Германии он никому не известен. Обычный ученый, изучающий биоинформатику, тихо живущий во Франкфурте – на – Майне.

Его следующие произведения уже не произвели такого шума. Роман «Бикини», на который он, по его словам, потратил три года своей жизни, вообще прошел незамеченным – ни критикой, ни публикой. Один из романов, на которые он возлагал большие надежды – «На фейсбуке с сыном» - тоже оставил читателя равнодушным. Во время просмотра новых книг у нас в библиотеке даже никто на него не подписался (скажу честно, я год его дочитать не могу).

Сборники рассказов польского писателя еще пользуются популярностью. Но своими грустными финалами тоже стали как-то утомлять читателя. Уж слишком они предсказуемы: либо она умрет, либо он ее бросит, либо с ребенком что-то случится. Как говорится, «умерли все, и сея пучина поглотила их». На одной из пресс-конференций Януш Вишневский чистосердечно признался, что он «грустный писатель»:

Как я писал в своем романе «Одиночество в сети», — жизнь грустна, а после этого умираешь. Тем не менее, в  этой жизни есть определенные вершины, к которым люди стремятся, стараются на них вскарабкаться. Поэтому имеет смысл вообще подниматься с постели. В своих книгах я описываю правдивые, реальные истории. И все мои грустные финалы, за которые меня так часто критикуют, являются следствием того, что все эти истории действительно произошли в жизни.

Последний роман Януша Вишневского «Прости» производит такое же впечатление. Он тоже основан на реальных событиях – двойном убийстве польского «барда» и его любовницы. Несмотря на криминальный посыл,  роман не производит впечатления «бестселлера века». Он написан как бы от лица главного героя – обманутого мужа, совершившего  данное преступление:

«Самый важный и большой кусок утраты другого человека ты ощущаешь только тогда, когда кто-то разрывает под тобой фундамент… Ты с кем-то строишь это здание, которое должно простоять до скончания веков.  Между вами возникает что-то вроде священного союза двух архитекторов, которые любят друг друга…Ты любишь свою партнершу-архитектора больше жизни и доверяешь ей больше, чем себе, и тебе никогда не пришло бы в голову, что она вступила в заговор с террористом. Она?! Мой ангел?! Но однажды ты сталкиваешься с террористом под ручку с твоей любимой на территории вашей святыни, и тут начинаются твои муки».

Вроде правильные слова, а главному герою почему-то не веришь. Как-то не получилось у автора передать подлинные чувства человека, терзаемого ревностью. Только тот, кто любил и потерял свою любовь, знает, что это такое. Возможно, Януш Вишневский сам никогда так не мучился. Ведь он, в первую очередь, ученый, генетик, который много чего знает о гормонах любви. Знает, но не чувствует. А когда писал «Одиночество в сети»,- чувствовал.

                                                                          Татьяна Болотова                                  автор книг по популярной психологии  www.content-of-life.ru

© 2018 МКУК «Центральная межпоселенческая библиотека»
187340, г.Кировск, Ленинградская область, ул. Набережная, д.1, корп.5, тел./факс: 8 813-62-20-206
Яндекс.Метрика